Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим.
В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Блюзовой пентатонику
называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и минор вверху – два одноименных лада (пример: Ре мажор и Ре минор).
Для До мажора блюзовая пентатоника – это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.
Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая всезвучность присуща только этим пяти нотам.
Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.
Рифф – ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.
В блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии:
Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для До мажора соответственно – F# и Ab. Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – одной пентатоникой не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. Пример для наглядности – в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.
Из примера следует, что в гамме До минор (а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями) все три основные
простые
пентатоники уже содержатся.
Информация о музыке:
Immortal
Immortal
Вдохновленные мрачной природой сурового норвежского леса двое молодых парней решили организовать соответствующий музыкальный проект. Звали их Аббат Дум Оккульта и Демоназ Дум Оккульта, а группа, созданная осенью 1990 года получила название "Immoratal". Надо сказать, что оба чу ...
Творческий путь
Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник н ...
Время и вечность
Яко тысяща лет пред очима Твоима
Господи яко день вчерашний .
(Пс. 89, 5)
Человеку средневековья окружающий мир являлся в двух планах, из которых один - земной, временный и призрачный, - был лишь приближенным образом и подобием другого - небесного, вечного, божественного мира. В силу этого, кон ...