Развитию памяти и умению учить наизусть необходимо уделять самое пристальное внимание с первого же года обучения. Ученика следует приучать учить пьесу наизусть по строению мотива, фразы, характеру движения, рисунку аккомпанемента. Это схоже с тем, как если бы ученик учил стихотворение – по фразам, четверостишьям и так далее.
Обучение сложному искусству педализации следует начинать с самых простых объяснений: как нажимать лапку педали, как делать это соответственно с обозначением в нотах. Пока ученик не в состоянии ещё сыграть произведение совершенно чисто и отчётливо, он не должен пользоваться педалью. Работать над пассажами лучше без педали, чтобы не затемнять ошибок. При исполнении также следует использовать педаль как можно реже. Следует объяснить ученику, что было бы заблуждением полагать, что слушателю меньше понравится пассаж, исполненный чисто и красиво без педали, в котором отчётливо слышен каждый звук, чем пассаж, сыгранный с педалью, где слышно лишь гул от ряда слившихся звуков.
Очень важным фактором в достижении учеником реальных успехов является режим его домашних занятий. Уже в первые месяцы учёбы ребёнок может получать от педагога небольшие задания для самостоятельного выполнения. Постепенно, с ростом ученика, они должны усложняться. Полезно, например, поручить ученику самостоятельно проставить в произведении педаль или аппликатуру, самостоятельно выучить небольшую пьесу и так далее. Домашние занятия на инструменте должны быть включены в ежедневное расписание ученика: заниматься надо каждый день, по возможности в одни и те же часы. Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно, если ученик сегодня играет полчаса, а завтра четыре часа. На первых порах домашние могут напоминать ребёнку о том, что наступило время занятий (в дальнейшем ученик должен сам не забывать об этом). В часы занятий ребёнка на фортепиано следует соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать его. Родителям необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания, которое нелегко выработать. В своих беседах с родителями педагог будет прав, подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. Часто домашние занятия учеников протекают очень нерационально. Проводя за инструментом иногда значительное количество времени, ученик не справляется с художественными и техническими задачами. Чаще всего это происходит из-за отсутствия самоконтроля, сознательного отношения к работе и необходимого внимания. В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г. Г. Нейгауз писал: «Я никогда не смогу отказаться от моего твёрдого убеждения, что ученик должен иметь ежедневно минимум шесть часов для работы один на один со своим инструментом: примерно четыре часа для работы над репертуаром и техникой, два часа для ознакомления (а это тоже работа) с музыкой вообще».
Ученик должен обладать настойчивостью, энергией, волей к преодолению трудностей. Эти качества вырабатываются постепенно и незаметно, если преподаватель терпеливо и систематично ведет его в нужном направлении. Воспитание чувства ответственности за выученный урок, вовремя произнесённая похвала (или порицание), доброжелательная, но взыскательная требовательность со стороны педагога – всё это звенья единой цепи волевого обучения.
«Я всегда находил, что с учениками целесообразнее всего обходиться приветливо, весело, не выказывая нетерпения, но в то же время быть твёрдым; я стремился все необходимые и полезные им сведения излагать ясно и интересно, никогда чрезмерно не перегружать учащихся и делать занимательным даже самое скучное; благодаря этому мне удавалось добиться послушания и внимательности даже у самых разнородных учеников – и с мягким характером, и бойких, упрямых». (К. Черни).
С самого начала обучения ребёнок должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Затем следует объяснить, что означают изображения длительностей нот, пауз, точки возле них и т. д. Для ребёнка начертание этих знаков должно ассоциироваться с определённой протяженностью звука или молчания. Запечатленные в нотной грамоте изображения ритмических долей педагог должен всегда иллюстрировать примерами интересных ребёнку песен и мелодий. Способов объяснения ритма можно найти много. Самый распространённый из всех – когда целую ноту изображают как яблоко, делят его на половинки, четверти и так далее. Необходимо с самого начала объяснения длительности звуков говорить также и о паузах. Прежде всего дети должны понять, что пауза – это знак молчания, то есть перерыв в звучании, но не в движении! Это как бы дыхание в музыкальной речи. Наряду с изучением ритма педагог должен объяснить ребёнку, что такое темп, размер, такт и затакт. Необходимость доступных ребёнку примеров в полной мере относится и сюда. Вся выдумка должна идти от интуитивного ощущения возрастной психологии ребёнка и его индивидуальной реакции на музыку.
Информация о музыке:
Фортепианный концерт в творчестве Рахманинова
Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки (Скрябин, Метнер), этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианны ...
А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой
Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы аппликатуры. Возникают и новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур. ...
Предприимчивый аббат
Вернувшись из Львова с ценной находкой, я решил выяснить, много ли изданий произведений композиторов, представленных в сборнике, имеется в наших музыкальных собраниях и хранилищах. В Центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки оказалось несколько сочинений Йозефа Гелинека (1758-1825). ...