1. Пиццикато
2. Флежолеты
3. Вибрато
4. Глиссандо
5. Эффекты тембра
6. Звуковые эффекты.
1.
Пиццикато
– прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Самый распространенный прием – пиццик, большим пальцем, обозначение – pizz б.п.
Следует различать звучание арпеджио и пиццикато pizz, последнее более компактно.
Пицц средним пальцем – обозначается (pizz ср.п.). Pizz ср.п. звучит несколько слабее (за исключением аккордов) и суше чем pizz б.п. Аккорды pizz ср.п. звучат компактно и ярко.
Пицц указательным пальцем – обозначается (pizz ук.п.) – защипывает струну вверх. Исполнение аккордов этим приемом подражает балалаечному приему «бряцанье».
Дробь
– обозначается (др). Дробь – определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки.
Прямая дробь – движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца.
Обратная дробь – аналогичное движение вверх.
Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая – участвуют все пальцы, малая – только 4 п.
Гитарный прием
– исполняется одновременным щипком двух пальцев – большой вниз, указательный – вверх (обозначается pizz б. и ук.)
Pizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы).
Демпферное pizz – заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.
Гитерное легато
– обозначается знаком ´ над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады.
2.
Флежолеты
– это звуки особого тембра, получаемые легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части.
Натуральные флежолеты
– получаются при прикосновении пальцем в точках деления на открытой струне. Обозначается () – нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета. ¯ – ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует.
Искусственные флажолеты ¯ – обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флежолеты, реже квинтовые и квартовые.
Двойные флежолеты, более характерен для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения как и у одинарных флежолетов.
3.
Вибрато
(итал. Vibrato – вибрация) – прием исполнения в игре на струнных инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домре используется редко, как краска. Это связано с быстрым угасанием колебания струн, т.к. на домре натяжение струн сильнее нежели на других струнных инструментах.
4.
Глиссандо
(ф. gliss – скользить) – скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто – с выразительным глиссандо в кантилене.
Обозн.
Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким, поверхностным. Пример Цыганков «Перевоз Дуня держала».
Глиссандо правой рукой, арпеджио – равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум или трем струнам. Обозн. – лига указывает количество нот задействованных в одном скольжении, знак / (вверх) и \ (вниз) указывают направление скольжения. Мендельсон Концерт 1-ая ч. Каденция.
5.
Игра на грифе и у подставки.
Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.
Обозначается: у подставки – sul ponticello, на грифе – ord. Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации. Спендиаров «Хайп–тарма».
Информация о музыке:
Что значит и
почему “quasi una Fantasia”?
“Лунная соната” – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано). Как явствует из приведенных инвентарных данных, она имеет также обозначение: “Opus 27, № 2”. Объясняется это тем, что многие свои произведения одного жанра – фортепианные сона ...
Другие распевы - греческий, болгарский, киевский
После падения Византийской Империи в Московской Руси была сформулирована доктрина: "Москва - третий Рим".
Гибель второго Рима (Византии), по утверждениям того времени, превратила Московское Царство в "третий Рим" - главный оплот православия. Осознание Москвы как центра правосл ...
Immortal
Immortal
Вдохновленные мрачной природой сурового норвежского леса двое молодых парней решили организовать соответствующий музыкальный проект. Звали их Аббат Дум Оккульта и Демоназ Дум Оккульта, а группа, созданная осенью 1990 года получила название "Immoratal". Надо сказать, что оба чу ...