Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании (1866—1874)

Информация » Жизнь и творчество Эдварда Грига » Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании (1866—1874)

Страница 1

Осенью 1866 года в столице Норвегии Кристиании Григ организовал концерт, который прозвучал как отчет о достижениях нор­вежских композиторов. Здесь были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьернсона и других). Результатом этого концерта было приглашение Грига на пост дирижера Кристианийского филармонического общества. Восемь лет жизни в Кристиании были периодом напря­женной работы и огромных творческих побед Грига. Дири­жерская деятельность Грига носила характер музыкального просветительства. В концертах, иногда впервые в Норвегии, звучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта, оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Как пропагандист новой норвежской музыки Григ выступал и в печати (статьи о Свенсене, Хьерульфе). В борьбе за музыкальную культуру Норвегии Григ нашел союзников в лице Свенсена, Хьерульфа. В 1871 году вместе со Свенсеном Григ организует общество музыкантов-исполни­телей, призванное повысить активность концертной жизни города, выявить творческие возможности норвежских музы­кантов. Значительным для Грига было его сближение с пе­редовыми представителями норвежской поэзии, художествен­ной прозы. Оно включало композитора в общее движение за национальную культуру. Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь “Лирических пьес”, ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.

Живя в Норвегии, Григ непосредственно соприкасается с миром народного искусства, ставшим источником его соб­ственного творчества. В 1869 году композитор впервые позна­комился с классическим сборником норвежского музыкаль­ного фольклора, составленным известным композитором и фольклористом Л. М. Линдеманом (1812—1887). Непосредственным результатом этого явился цикл Грига “Норвеж­ские народные песни и танцы для фортепиано”. Мир образов, представленный здесь, очень широк: излюбленные народные танцы - халлинг и спрингданс, разнообразные шу­точные и лирические, трудовые и крестьянские песни. Акаде­мик Б. В. Асафьев удачно назвал эти обработки “зарисовка­ми песен”. И действительно: танцевальные мелодии словно передают картину танца, а в обработках песенных мелодий чувствуется исключительное внимание к их поэтическому со­держанию. Цикл этот задуман как ряд несложных фортепиан­ных пьес, доступных широким кругам любителей музыки. Вместе с тем для Грига он явился творческой лабораторией: соприкасаясь с народной песней, композитор находил те ме­тоды музыкального письма, которые коренились в самом на­родном творчестве. Всего два года отделяют вторую скрипичную сонату от первой. Но как более зрело, самобытно, национально ярко зазвучала музыка Грига! Вторая соната отли­чается богатством и разнообразием тем, свободой их разви­тия. Необычное своей импровизационной свободой вступление и последующая за ним танцевальная главная тема словно воспроизводят спрингданс с медленным вступлением, как это было принято у народных скрипачей.

Вдохновенная импровизация, энергичный танец и мягкий лирический образ (темы первой части), покойная и торжест­венная песня (вторая часть), огненный, стремительный пляс (финал) —таковы образы этого произведения.

Вторая соната и фортепианный концерт получили высо­кую оценку Листа, ставшего одним из первых пропагандис­тов концерта. В письме к Григу Лист писал о второй сонате: “Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретатель­ном, превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достиг­нуть высокого совершенства”. Для композитора, проклады­вавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые пред­ставлявшего музыку Норвегии на европейской арене, под­держка Листа была крепкой опорой.

В начале 70-х годов Григ был занят мыслью об опере, его привлекала свойственная театральным жанрам сила, широта художественного воздействия, привлекала перспек­тива создания народно-героической музыкальной драмы. За­мыслы Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали традиции оперной куль­туры. К тому же либретто, обещанные Григу, не были напи­саны. Наконец, монументальный оперный жанр вряд ли соот­ветствовал дарованию Грига, лирическому и камерному по преимуществу. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьернсона “Улаф Трюгвасон” (1873, по легенде о короле Улафе, насаждавшем в Х веке христианство среди жителей Нор­вегии). Стремление к театральному искусству нашло иной выход. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьернсона “Берглиот” (1871), повествующему о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме того же автора “Сигурд Юрсальфар” (сю­жет староисландской саги).

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Eagles
Eagles Будущие "орлы" успели набраться опыта в разных командах, исповедующих фолковые традиции. Наиболее известными были "Flying Burrito brothers" и "Poco", где играли соответственно гитарист Берни Лидон (р. 19 июля 1947) и басист Рэнди Мейснер (р. 8 марта 1946). Рожд ...

Атака звука
Понятия мягкой и твердой атак связанны с видом звуковой эмиссии, зависящей от гласных (темных или светлых). Темные гласные А, О, У, Ы, Э - нормальная звуковая эмиссия, твердая атака; гласные Я, ЙО, Ю, И, Е - облегченная звуковая эмиссия, мягкая атака. Практически, певцу важна звуковая эмиссия, т. ...

Неизвестное сочинение Генделя
«Слава в вышних Богу!» - этими словами, как известно, открывается одна из важнейших частей мессы, именуемая на латинский манер Gloria. В разные эпохи музыку на канонический текст Gloria создавали величайшие европейские композиторы: Палестрина и Монтеверди, Бах и Вивальди, Моцарт и Бетховен. А можн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru