В хоровой музыке предреволюционной эпохи нашли отражение черты, ставшие впоследствии характерными для всей русской музыкальной культуры. Выступления народных масс в качестве активных действующих сил в общественности жизни России породили идеи «всеобщности», «совместности». Под воздействием этих идей, проникавших во всю русскую художественную культуру, возросла в музыке роль хорового начала.
В развитии концертного жанра хоровой музыки стали характерными две основные тенденции: наряду с появлением крупных вокально – симфонических произведений, созданных на основе проблем философско – этического плана, возникали хоровые миниатюры (хоровые романсы) и хоры крупных форм, отражающие сферу духовной жизни человека и связи его с природой. Всвязи с контекстом данной работы мы остановимся подробнее на изучении хоровых миниатюр (хор a cappella).
Как и было сказано выше, бурное развитие хоровых жанров обусловливалось в первую очередь социальными факторами. Причина их выразительных возможностей новым потребостям общества, продиктованным изменившимися историческими условиями.
Необходимо отметить, что видную роль в утверждении чисто хорового жанра, в развитии его форм, типов хорового изложения и приемов хорового письма сыграл в 80 – 90-е годы «беляевский кружок» в Петербурге – группа музыкантов во главе с Н. Римским – Корсаковым, объединившихся вокруг русского музыкального деятеля и издателя М. Ф. Беляева, и представлявших младшее поколение «Новой русской музыкальной школы». Несмотря на то, что, по определению Б. В. Асафьева, «в качественном отношении… выдающихся отдельных хоров было не так уже много»( Русская музыка XIX и начала XX века) , и в основном они принадлежали композиторам так называемой «московской школы», вклад петербуржцев в становление и развитие этого направления музыкального творчества имел определенное значение. Своими сочинениями они внесли много нового в жанры хоровой музыки. К ним, прежде всего, необходимо отнести хоры крупной формы с сопровождением «Эдип», «Поражени Сеннахериба» и «Иисус Навин» М. П. Мусоргского. Они явились первыми в направлении интенсификации музыкальной драматургии и монументализации светского хорового стиля. Качественно новый этап в развитии жанра хоровой миниатюры a cappella открыли хоровые обработки и хоровые переложения Римского - Корсакова, Мусоргского, Кюи, Балакирева, А. Лядова.
В инбивидуальных стилевых особенностях композиторов, писавших музыку для хора a cappella, отразилась неоднородность и динамика развития русской музыки этого периода. Важную роль в ее раскрытии сыграл синтез современной музыки и поэзии. Множество произведений поэтов второй половины XIX века послужило основой для хоровых сочинений. Освоение современной поэзии позволяло композиторам устанавливать более широкую связь с жизнью и слушателями, отражать возросшую конфликтность окружающего мира и вырабатывать соответсвующий образно – эмоциональный строй музыки. Благодаря обращению к разнообразным поэтическим источникам и проникновению в их образную сферу расширилось идейно – тематическое содержание хоровой музыки, гибче стал музыкальный язык, усложнились формы произведений, обогатилось хоровое письмо.
В своих сочинениях авторы уделяли большое внимание средствам вокально –хоровой техники и приемам хорового изложения. Их музыка насыщена динамическими оттенками, важное место в ней занимают артикуляционные выразительные средства. Наиболее распространенным приемом хорового изложения, позволяющим разнообразить хоровую фактуру, было разделение партии ( divisi).
Хоровая музыка композиторов – петербуржцев, несмотря на ее неравноценность, содействовала расширению репертуара многих хоров. Преодоление вокально – технических сложностей, заложенных в произведениях М. Мусоргского, Н. Римского – Корсакова, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, А. Аренского, А. Лядова, М. Балакирева, а так же в лучших сочинениях А. Архангельского, А. Копылова, Н. Черепнина, Ф. Акименко, Н. Соколова, В. Золотарева, способствовало творческому росту хорового исполнительства.
Информация о музыке:
Diamond Head
Diamond Head
Одна из групп новой волны британского тяжелого металла, "Diamond head", за время своего существования так и не смогла достичь популярности своих коллег по цеху " Iron maiden", " Def leppard" и " Saxon". Банда была основана летом 1976 года в Стор ...
Black flag
Black flag
Один из наиболее интересных хардкор-коллективов появился на свет благодаря стараниям гитариста Грега Джинна. Этому парню надоело засилье групп типа " Eagles", " Steely Dan" и " ELO", и он решил, что настало время для нового саунда. Впечатленный простотой и ...
Desperado
Desperado
После распада " Twisted sister" Ди Снайдер (р. 15 марта 1955, Нью-Йорк; вокал) недолго раздумывал над тем, чем бы ему заняться. Что еще мог делать фронтмен, как не сколотить новою банду. Новый его проект получил название "Desperado". Коллеги Снайдеру подобрались не ме ...