В хоровой музыке предреволюционной эпохи нашли отражение черты, ставшие впоследствии характерными для всей русской музыкальной культуры. Выступления народных масс в качестве активных действующих сил в общественности жизни России породили идеи «всеобщности», «совместности». Под воздействием этих идей, проникавших во всю русскую художественную культуру, возросла в музыке роль хорового начала.
В развитии концертного жанра хоровой музыки стали характерными две основные тенденции: наряду с появлением крупных вокально – симфонических произведений, созданных на основе проблем философско – этического плана, возникали хоровые миниатюры (хоровые романсы) и хоры крупных форм, отражающие сферу духовной жизни человека и связи его с природой. Всвязи с контекстом данной работы мы остановимся подробнее на изучении хоровых миниатюр (хор a cappella).
Как и было сказано выше, бурное развитие хоровых жанров обусловливалось в первую очередь социальными факторами. Причина их выразительных возможностей новым потребостям общества, продиктованным изменившимися историческими условиями.
Необходимо отметить, что видную роль в утверждении чисто хорового жанра, в развитии его форм, типов хорового изложения и приемов хорового письма сыграл в 80 – 90-е годы «беляевский кружок» в Петербурге – группа музыкантов во главе с Н. Римским – Корсаковым, объединившихся вокруг русского музыкального деятеля и издателя М. Ф. Беляева, и представлявших младшее поколение «Новой русской музыкальной школы». Несмотря на то, что, по определению Б. В. Асафьева, «в качественном отношении… выдающихся отдельных хоров было не так уже много»( Русская музыка XIX и начала XX века) , и в основном они принадлежали композиторам так называемой «московской школы», вклад петербуржцев в становление и развитие этого направления музыкального творчества имел определенное значение. Своими сочинениями они внесли много нового в жанры хоровой музыки. К ним, прежде всего, необходимо отнести хоры крупной формы с сопровождением «Эдип», «Поражени Сеннахериба» и «Иисус Навин» М. П. Мусоргского. Они явились первыми в направлении интенсификации музыкальной драматургии и монументализации светского хорового стиля. Качественно новый этап в развитии жанра хоровой миниатюры a cappella открыли хоровые обработки и хоровые переложения Римского - Корсакова, Мусоргского, Кюи, Балакирева, А. Лядова.
В инбивидуальных стилевых особенностях композиторов, писавших музыку для хора a cappella, отразилась неоднородность и динамика развития русской музыки этого периода. Важную роль в ее раскрытии сыграл синтез современной музыки и поэзии. Множество произведений поэтов второй половины XIX века послужило основой для хоровых сочинений. Освоение современной поэзии позволяло композиторам устанавливать более широкую связь с жизнью и слушателями, отражать возросшую конфликтность окружающего мира и вырабатывать соответсвующий образно – эмоциональный строй музыки. Благодаря обращению к разнообразным поэтическим источникам и проникновению в их образную сферу расширилось идейно – тематическое содержание хоровой музыки, гибче стал музыкальный язык, усложнились формы произведений, обогатилось хоровое письмо.
В своих сочинениях авторы уделяли большое внимание средствам вокально –хоровой техники и приемам хорового изложения. Их музыка насыщена динамическими оттенками, важное место в ней занимают артикуляционные выразительные средства. Наиболее распространенным приемом хорового изложения, позволяющим разнообразить хоровую фактуру, было разделение партии ( divisi).
Хоровая музыка композиторов – петербуржцев, несмотря на ее неравноценность, содействовала расширению репертуара многих хоров. Преодоление вокально – технических сложностей, заложенных в произведениях М. Мусоргского, Н. Римского – Корсакова, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, А. Аренского, А. Лядова, М. Балакирева, а так же в лучших сочинениях А. Архангельского, А. Копылова, Н. Черепнина, Ф. Акименко, Н. Соколова, В. Золотарева, способствовало творческому росту хорового исполнительства.
Информация о музыке:
Введение во храмъ Пресвятой Богородицы
(21 ноября/4 декабря)
Тропарь, гласъ 4:
Днесь благоволенiя Божiя предображенiе, и человhковъ спасенiя проповhданiе, въ храме Божiи ясно Дhва является, и Христа всhмъ предвозвhщаетъ. Той и мы велегласно возопiимъ: радуйся, смотрhнiя Зиждителева исполненiе.
Кондак, гласъ 4:
Пречистый храмъ Спасо ...
Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")
Жанна Лазаревна Металлиди – петербургский музыкант. Свыше сорока лет она преподает теорию музыки и ведет класс композиции в музыкальной школе. Но по своему призванию – она, прежде всего, "детский" композитор. "Она необыкновенно обогатила педагогический детский репертуар… Форма, жанр ...
Animals
Animals
В 1957 году в Ньюкасле, Англия, несколько парней - клавишник Алан Прайс (р. 19 апреля 1942), басист Чэс Чэндлер (р.18 декабря 1938), ударник Джон Стил (р. 4 февраля 1941) - объединились в группу, выступавшую поочередно под вывесками "The Рagans", "The Kansas City Five" ...