В ранних формах многоголосия выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие; роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам) и во времена раннего Возрождения (например, в музыке периода Арс нова) выполняют квинта и квинтоктава. С XIII века гармония обогащается терцовыми созвучиями, трактуемыми, как правило, как несовершенные (и требующие разрешения) диссонансы; позже, в эпоху Возрождения (XV-XVI века) терцовые созвучия начали употребляться свободно и, наконец, стали господствующими.
До начала XVII века господствовала модальность (старомодальная гармония). Церковная музыка (одноголосие и многоголосие) основана на восьми (с середины XVI века — двенадцати) церковных тонах с добавлением внутриладового хроматизма. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тоны, к которым, однако, она полностью не сводима (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо). Образец модальной гармонии эпохи Ренессанса — шансон Лассо "Се faux amour d’are".
Гармония в эпоху Возрождения в музыке складывалась из двух основных начал полифонической и народной музыки. И в том и в другом случае-главенствовал консонанс и когда лютнист или клавесинист исполнял сочинение, например, для хора, он неизменно упрощал полифоническую фактуру, которая главенствовала в эпоху Возрождения. Он брал на опорных пунктах компактные аккорды, вводил между ними одноголосные пассажи, дополнял или пропускал отдельные ноты, а чтобы звук на клавесине длился использовал повторение звука, а ещё исполнитель более свободно чем в хоровой музыке переходит из регистра в регистр. У органа переход из регистра в регистр переключался. Одним из главных принципов развития фактуры и гармонии было варьирование. Так появились темы с вариациями на бас или пассакалия или чаккони. С появлением каждого нового голоса в данном случае в таких вариациях развивалась и фактура, и гармония. Господствовали полифоническая и вокальная музыка, а гармоническая связана с развитием инструментальной музыки, которая усилиться в 17 веке.
Информация о музыке:
Божественная литургия
Божественная Литургия - это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы - молебны, чтения и пения - возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению - Божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую ...
Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно стано ...
История возникновения и значение оперы «Вольный стрелок» Вебера
Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы – «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления, по которым проходило дальнейшее развитие оперного искусства в Германии. «Эврианта» – большая легендарно-рыцарская опера. ...