Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 2

Первая фраза, проведенная у сопрано и альтов,( «Звучно рыбка плеснет») второго «придаточного» предложения формально подразделяется на мотивы. Поэтому первая фраза имеет общий неизменный нюанс mf. Повторение первой фразы у басов и теноров абсолютно не подвергается никаким изменениям. Вторая фраза, завершающая полностью первую часть произведения, так же статична и неразделима, имеющая общий неподвижный нюанс p.

Переходим к анализу второй части произведения. Сразу же следует отметить тональную особенность, отвечающую правилам построения музыкальной формы. В связи с господством основной тональности в первой и третьей частях произведения, в средней части (тт. 19-44) мы наблюдаем полное отсутствие данной тональности Соль мажор.

По строению эта часть немного больше первой и форма ее контрастирует с формой первой части, что так же отвечает правилам построения музыкальной формы.

Вторая часть состоит из трех эпизодов, написанных в форме периода.

Рассмотрим первый эпизод. Главное предложение (тт. 20-24) состоит из двух симметричных, но по построениюразных фраз. Первая фраза имеет один план, а вторая два. Последующие две фразы придаточного предложения (тт. 25-28) подразделяются на мотивы (трехмотивны). Вторая фраза не дает каденции и , следовательно, не дает нормального завершения периоду.

Совершенно иным представляется нам второй период (эпизод) тонально, текстуально, планово, ритмически, хоть и первый эпизод переходит во второй ( из незавершенности первого).

Второй эпизод имеет два плана на всем своем протяжении. В первом предложении плановое главенство принадлежит партии альтов, а во втором предложении – партии сопрано. Первое предложение не имеет каденции. За счет этого в данном случае можно говорить об единости нюанса предложения. Хотя соразмерность и симметрия не дает оснований отрицать, что мы имеем форму периода. Подтверждает это наличие полной каденции во втором предложении.

Первое предложение третьего эпизода (тт. 38-40) так же не имеет каденции. Но по тем же причинам, как и во втором эпизоде, мы считаем, что это форма периода( соразмерность, симметрия, наличие полной каденции во втором предложении). В данном случае мы наблюдаем вновь двухплановость. Главенствующий план во всем эпизоде принадлежит партии сопрано. Сопровождающей является партия первых теноров. Второй план отдается партиям альтов, вторых теноров и басов. Второе предложение третьего эпизода является завершающим второй части и кульминацией всего рассматриваемого сочинения. На протяжении всего предложения стоит нюанс f. Второе предложение завершается полной каденцией в Си мажоре, который одновременно является доминантой к основной тональности Соль мажор. Соответственно, после ферматы, разделяющей две части произведения мы наблюдаем возвращение в основную тональность Соль мажор на нюансе p.

Третья часть является сокращенной репризой первой части. Первый период первой части стал составляющим всю третью часть. Только теперь добавочное предложение периода первой части в репризе стало придаточным.

Чесноков предлагает репризу считать написанной в сжатой двухчастной форме. По правилам двухчастная форма состоит из двух периодов.

Первое предложение ( тт. 44-48) написано в форме сжатого периода. Чесноков подтверждает это засчет наличия между двумя предложениями срединной каденции. Второе предложение не является периодом. Но в силу завершающего характера вместе с первым предложением, по утверждению Чеснокова, они составляют сжатую двухчастную форму.

Таким образом, мы провели теоретический разбор хора «Теплится зорька».

Хор «Альпы» op. 29 №2 ( на сл. Ф. Тютчева) – это пейзажная зарисовка, картина природы. Стихотворение Тютчева написано в двухдольном рамере (хорей) и по своей ритимике и настроению невольно рождает ассоциацию с пушкинским стихотворением «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы пробирается луна»), не говоря уже о первом слове «сквозь», которое сразу наталкивает на эти ассоциации.

Оба стихотворение передают настроение человека наедине с природой. Но в них есть определенная разница: у Пушкина стихотворение более динамично, человек в нем участник процесса, а у Тютчева – благоговение человека, со стороны созерцающего величественные горы,их таинственный мир, подавляющий этим величием и властью могучей природы.

Картина величественных гор у Тютчева «нарисованна» в двух разных состояниях – ночь и утро( характерные тютчевские образы). Композитор чутко следует за литературным текстом. Как и поэт, композитор так же делит произведение на две части, так же различные и контрастные по своему настроению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Формирование и развитие ведущих певческих школ - московской и петербургской
Две ведущие церковнопевческие школы России - московская и петербургская зародились, сформировались и развились на основе двух главных хоров - Синодального в Москве и Придворного в Санкт-Петербурге. Первоначально это были два московских хора, возникших еще в XV-XVI в.в. - хор Государевых Певчих дья ...

Тематический анализ
Музыкальные темы: 1-е предложение (1-8 т)- контрастная тема в сравнении с другими, в соответствии с музыкальной формой сходства тем нет, сложный мелодический язык (усложнен скачками в мелодии),красивая, яркая мелодия. Стиль письма: склад письма - смешанный, с преобладанием гомофонно-гармоническог ...

Молитвы, канты, марши эпохи Петра
Молитвы, канты, марши эпохи Петра Грачев В. Н. Во времена Петра I (1672-1725 гг.) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества с участием музыки. Как справедливо отмечает Т. Ливанова, «такие торжества следовали одно за другим: в 1702 г. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru