Понятие лада является одним из ключевых в теории музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (определение "лад" совпадает в этом значении с понятием "гармония". Всякое музыкальное произведение независимо от своего конкретного содержания, прежде всего, должно быть музыкой, т.е. слаженным взаимодействием звуков).
Этимология термина "лад" такова: чешское lad - лад, порядок, родственны русскому - ладить, ладный, ладно; возможно термин связан со словами "лагода" (мир, порядок, устройство, приноровление), чешский lagoda (приятность, прелесть). Значение слова "лад" близко греческому armouia скрепление, связь; согласие, мир порядок; строй, лад; слаженность, стройность, гармония).
Термин "лад" применяется также для обозначения мажорности или минорности (т.е. наклонения), для обозначения гаммаобразно расположенной системы звуков (звукорядов).
Лад в музыкально-теоретическом смысле - есть выражение системности связей между музыкальными звуками и их логической организацией, обобщающей различные типы интонационных сопряжений тонов мелодии и гармонии. По определению Бершадской, лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической дифференциации".
Формы взаимосвязи тонов в музыке в общем бесконечны. Но сам принцип - различие роли тонов и их взаимоподчинение - является непременным свойством музыки, составляющим её логическую основу и обеспечивающим осмысленность её восприятия.
Соотношение устойчивости и неустойчивости - наиболее общая для всех ладовых систем форма функциональных отношений.
Устойчивость - функция торможения: она создаёт ощущение потенциального покоя, возможности остановить движение, - это функция статическая. Устойчивый тон никуда не тяготеет, а, напротив, будто сам притягивает к себе другие тоны.
Неустойчивость - это функция движения: она требует продолжения музыкального развития, это функция динамическая. Неустойчивые тоны направлены к центру из самых разных точек. Поэтому неустойчивость многозначна, многообразна: она может охватывать самые различные формы движения к устою.
Различные по интервальному, функциональному и количественному соотношению формы взаимосвязей устоя и неустоев создают и различные ладовые системы.
Ладовые системы могут образовываться самым различным количеством звуков. Принцип классификации ладов базируется на определении "носителя функциональности". Согласно этому принципу лады подразделяются на монодические (мелодические), где носитель функции - тон; и гармонические, где носитель функции - аккорд.
Информация о музыке:
Как играть "Революционный" этюд?
Хотя музыка Этюда и говорит сама за себя, Шопен счел нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками. Уже указание темпа содержит в себе намек на характер звучания: Allegro con fuoco, что буквально означает в переводе с итальянского (языка, на котором дается большая часть исполнительских р ...
Faces
Faces
Когда в 1969 году Стив Марриотт бросил " Small faces" оставшаяся троица (клавишник Ян Маклаген, барабанщик Кенни Джонс и басист Ронни Лэйн) не стала сворачивать свою деятельность, а пригласила к себе в компанию гитариста Рона Вуда и вокалиста Рода Стюарта. Последние двое как раз бы ...
Colosseum
Coroner
Эта металлическая формация из швейцарского Цюриха была основана в середине 80-х. В первоначальный состав вошли гитаристы Томми Ти Барон (Томми Веттерли) и Оливер Амберг, басист Рон Ройс (Рон Бродер) и барабанщик Маркиз Марки (Маркус Эдельманн). Вокалиста у группы не было, и поэтому в запис ...