Причем этот выбор происходит таким образом, чтобы между двумя звуками, образующими этот интервал, было наибольшее родство. Особенно ярко это проявляется у, так называемых, консонантных музыкальных интервалов, которые, в свое время музыкальные теоретики и пытались настроить на это воспринимаемое значение. Это определяет наибольшую гармоничность музыкального интервала как звукового, которая возникает при соединении двух звуков через ближайшие гармоники (обертоны) к их основным тонам. Например, большую терцию мы воспринимаем именно как созвучие с интервальным коэффициентом равным 5/4, когда один звук соединяется через свой 5 обертон, а другой – через 4, квинту мы определяем как звуковой интервал с коэффициентом 3/2. Такие отношения (интервальные коэффициенты) являются ближайшими (наименьшими) из отношений характеризующих остальные возможные звуковые интервалы, находящиеся в зоне интонирования. Другие звуковые интервалы, входящие в зону интонирования большой терции, характеризуются связью через более далекие обертоны, с гораздо более далекой степенью родства. Так, например, в зоне интонирования большой терции находятся звуковые интервалы с коэффициентами 9/7 (когда общий обертон является 9-ым для одного звука и 7-ым для другого), 32/27 и т.д., но наш слух выбирает 5/4. В связи с этим, данное свойство слухового восприятия можно назвать принципом минимизации.
Но не все музыкальные интервалы имеют в своих зонах интонирования звуковые интервалы с ярко выраженным наиболее близким родством образующих их звуков. В таблице 1 приведено по нескольку звуковых интервалов, входящих в зоны интонирования каждого музыкального интервала 12-ступенного равномерно-темперированного строя (интервалы определяются между первой ступенью и n-ой, образующей с ней данный музыкальный интервал).
Таблица 1.
Музыкальная ступень |
Фиксированная настройка относительно 1-ой |
Звуковые интервалы образуемые с 1 ступенью |
Границы зоны интонирования муз. интервала | ||
1 |
1 |
1 |
| ||
2 |
1,0595 |
15/14; 16/15; 21/20; 25/24 |
| ||
3 |
1,1225 |
10/9; 9/8; 8/7; 28/25 |
| ||
4 |
1,1892 |
6/5; 7/6; 32/27 |
| ||
5 |
1,26 |
5/4; 9/7; 32/25 |
| ||
6 |
1,335 |
4/3; 21/16; 27/20 |
| ||
7 |
1,414 |
7/5; 10/7; 25/18; 36/25; 45/32; 64/45 |
| ||
8 |
1,4983 |
3/2; 32/21; 40/27 |
| ||
9 |
1,5874 |
8/5; 14/9; 25/16 |
| ||
10 |
1,682 |
5/3; 12/7; 27/16 |
| ||
11 |
1,7818 |
7/4; 16/9; 9/5; 25/14 |
| ||
12 |
1,8877 |
15/8; 28/15; 40/21; 48/25 |
|
Как мы види
Информация о музыке:
Анализ одного произведения ХТК
Одной из традиций, сложившихся в нашей школе-гимназии пос. Жуковка Московской области, является исполнение на праздничном концерте в марте произведений, посвященных маме, бабушке, учительнице. Эта тема очень близка маленьким ученикам начальной школы, ведь тепло материнства для них заключает в себе ...
Мортон Фелдман
Мортон Фелдман (1926 - 1987)
В 1949 году два человека ушли с одного нью-йоркского концерта, не дождавшись его завершения. Оба находились под таким сильным впечатлением от Symphonie Op. 21 Антона Веберна (Anton Webern), что уже не хотели после этого слушать какую-либо другую музыку. Они встретились ...
Монастырские распевы
Монастырские распевы появлялись в каждом крупном монастырском центре, первым из которых в Киевской Руси была Киево-Печерская Лавра. Славились также распевы других старых русских монастырей - Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни. Все эти распевы полностью сф ...