Характерные черты этой «школы» Владимир Стасов описал в 1882-1883 годах в программной статье «Наша музыка за последние 25 лет»[xv][15]:
Глинка думал, что он создает только русскую оперу, но он ошибался. Он создавал целую русскую музыку, целую русскую музыкальную школу, целую новую систему. [ .] Да, русская школа существует со времени Глинки с такими своеобразными чертами физиономии, которые отличают ее от других европейских школ[xvi][16].
Петербургские композиторы, а также Чайковский и молодое поколение, вышедшее из обеих консерваторий, разделяли убеждение в том, что Глинка является основоположником специфически русской музыкальной школы. Однако Стасов не обосновывает утверждение об исключительности русской школы, в которой заложена идея предводительства России по отношению к другим европейским государствам, так как, с его точки зрения, было бы почти оскорбительно признать, что импульс исходит от композиторов других стран.
Еще одна крупная черта характеризует нашу школу - это стремление к национальности. Оно началось еще с Глинки и продолжается непрерывно до сих пор. Такого стремления нельзя найти ни у одной другой европейской школы. Условия истории и культуры у других народов были таковы, что народная песнь - это выражение непосредственной, безыскусственной народной музыкальности - почти вполне и давно исчезла у большинства цивилизованных народов[xvii][17].
Это утверждение позволяет отчетливо увидеть, что русская музыка, по мнению Стасова, находится во главе европейского музыкального авангарда, поскольку только она может обращаться к живой культуре народной песни. Не говоря о том, что это просто не соответствует действительности ввиду творений таких композиторов, как Станислав Монюшко, Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Нильс Гаде, Филипе Педрель или Жорж Энеску, отождествление «национального характера» и «народной песни», которое позднее нашло пагубное отражение в социалистическом реализме, уже в XIX веке являлось грубым и небрежным упрощением, что легко можно было бы продемонстрировать на произведениях, в которых авторы обходятся без эксплицитного обращения к народным песням. И Стасов для поддержки своего утверждения вынужден был превратить смену парадигм, произошедшую в европейском искусстве в конце XVIII века в обращении к народной песне, в специфически русское достижение.
В качестве следующей характерной черты Стасов называет «восточный элемент». «Нигде в Европе он не играет такой выдающейся роли, как у наших композиторов»[xviii][18].
Доказательством ему служит ссылка, в том числе, на alla turca Вольфганга Амадея Моцарта и симфоническую поэму Фелисьена Давида Le désert. За тем, что Стасов называет «восточными элементами», закрепилось обозначение «петербургские ориентализмы». Они, действительно, являются «отличительным знаком» русских, то есть петербургских, композиторов.
Самым главным жанром русские композиторы считали оперу (см. табл.).
Оперы петербургских композиторов (выборочно)
Премьера (год) |
Сцена |
Название |
Композитор |
Сюжет |
Примечания |
1836 |
Большой театр |
«Жизнь за царя» |
Глинка |
Основание династии Романовых |
«Прототип» «исторической» оперы. В советское время ставилась под названием «Иван Сусанин» |
1842 |
Большой театр |
«Руслан и Людмила» |
Глинка |
По Пушкину |
«Прототип» оперы-сказки |
1856 |
Театр-цирк |
«Русалка» |
Даргомыжский |
По Пушкину |
«Русалочный» сюжет весьма распространен и на Западе |
1863 |
Мариинский театр |
«Юдифь» |
Серов |
Библейский (убийство Олоферна) |
Не вписывается в «русскую» модель -- отвергнута «Могучей кучкой» |
1865 |
Мариинский театр |
«Рогнеда» |
Серов |
Россия между язычеством и христианством |
Типичный сюжет -- отвергнута «Могучей кучкой» |
1869 |
Мариинский театр |
«Вильям Ратклиф» |
Кюи |
По Гейне, перевод А. Плещеева |
Едва ли вписывается в «русскую» модель |
1871 |
Мариинский театр |
«Вражья сила» |
Серов |
По пьесе Островского «Не так живи, как хочется» |
Отвергнута «Могучей кучкой» |
1872 |
Мариинский театр |
«Каменный гость» |
Даргомыжский |
По «Маленьким трагедиям» Пушкина |
Создана в 1863--1869 годах, завершена Римским-Корсаковым и Кюи, поставлена после смерти Даргомыжского |
1873 |
Мариинский театр |
«Псковитянка» |
Римский-Корсаков |
По «Ивану Грозному» Льва Мея |
Многократно переделывалась |
1874 |
Мариинский театр |
«Борис Годунов» |
Мусоргский |
По Пушкину |
Начата в 1868 году, различные редакции, в том числе две, созданные Римским-Корсаковым |
1876 |
Мариинский театр |
«Анджело» |
Кюи |
Либретто Буренина на сюжет Виктора Гюго |
Едва ли вписывается в «русскую» модель |
1880 |
Мариинский театр |
«Майская ночь» |
Римский-Корсаков |
По Гоголю. «Русалочная» тема с добавлением мифологических сюжетов |
Первая «признанная» опера |
1882 |
Мариинский театр |
«Снегурочка» |
Римский-Корсаков |
По одноименной сказке А. Островского |
Мифология, натурфилософия |
1886 |
Частная сцена |
«Хованщина» |
Мусоргский |
Стрельцы в период перед царствованием Петра I. Идея Стасова |
Начата в 1872 году, завершена Римским-Корсаковым |
1890 |
Мариинский театр |
«Князь Игорь» |
Бородин |
«Слово о полку Игореве» и другие древнерусские источники. Идея Стасова |
Начата в 1869 году, работа многократно прерывалась… Завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым, поставлена посмертно |
1892 |
Мариинский театр |
«Млада» |
Римский-Корсаков |
Дохристианская эпоха, старославянские боги |
Опера-балет, смесь из сказок и материала древней истории |
1895 |
Мариинский театр |
«Ночь перед Рождеством» |
Римский-Корсаков |
По Гоголю, плюс мифологические и фантастические сюжеты |
Впервые появляются фигуры Коляды и Овсеня |
1898 |
Мариинский театр |
«Садко» |
Римский-Корсаков |
Былина о Садко и другие былины. Идея Стасова |
По словам Стасова, должна была появиться на 30 лет раньше -- «русский Орфей» |
1898 |
Московская частная русская опера |
«Боярыня Вера Шелога» |
Римский-Корсаков |
По Льву Мею |
Пролог к «Псковитянке» |
1898 |
Московская частная русская опера |
«Моцарт и Сальери» |
Римский-Корсаков |
По «Маленьким трагедиям» Пушкина |
Посвящена памяти Даргомыжского |
1899 |
Московская частная русская опера |
«Царская невеста» |
Римский-Корсаков |
По «Ивану Грозному» Льва Мея | |
1900 |
Московская частная русская опера |
«Сказка о царе Салтане» |
Римский-Корсаков |
По Пушкину |
Знаменитый «Полет шмеля» |
1902 |
Мариинский театр |
«Сервилия» |
Римский-Корсаков |
По Льву Мею, античный Рим |
Уход от русских сюжетов |
1902 |
Московская частная русская опера |
«Кащей Бессмертный» |
Римский-Корсаков |
Мотивы из сказок |
Одноактная -- притча об отжившем свой век царском режиме |
1904 |
Консерватория |
«Пан воевода» |
Римский-Корсаков |
Польша, XVI--XVII века |
«Панславистская» |
1907 |
Мариинский театр |
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» |
Римский-Корсаков |
Исторический: нашествие татар в XIII веке; мифический: «природный человек» Феврония |
Четко видна близость к «Парсифалю» Вагнера |
1909 |
Московская частная русская опера |
«Золотой петушок» |
Римский-Корсаков |
По сказкам Пушкина |
Притча об отжившем свой век царском режиме |
1911 |
Антреприза |
«Сорочинская ярмарка» |
Мусоргский |
По Гоголю |
Начата в 1874 году, не закончена, существуют разные варианты |
Информация о музыке:
Хачатурян. Скрипичный концерт
Главная партия прекраснейшего творения — апофеоз действенности, напора, ритмизованного токкатного движения. В моторной, энергичной музыке человек явно неполон. А соната живет надеждой на расширение души. Не постыдит она и здесь. Откуда прибудет душевная свежесть?
Античность установила различия де ...
Drowning Pool
Drowning Pool
Друзья Майк Люк (ударные) и Си Джей Пирс (гитара) частенько джемовали вместе в своем родном Новом Орлеане. Обоих привлекала рок-музыка, однако Новый Орлеан более известен своими джазовыми и блюзовыми корнями, поэтому ребятам тяжело было найти себе там партнеров. Парни решили перебрат ...
Fanny
Fanny
Первая женская группа, игравшая хард-рок, "Fanny" в первой половине 70-х добилась расположения слушателей и уважения критики, что было не так просто и для мужчин — представителей этого стиля. Основательницы этой американской команды сестры Джун и Джин Миллингтон родились в 1949 и 1 ...