Весь храм наполняется светом - и поэтому "много масла" означает также и "много света". Под звуки торжественного песнопения "Хвалите имя Господне" процессия священников в праздничных облачениях с зажженными свечами выходит на середину храма - в народ. Песнопение, звучащее в этот момент, - хвалебная песнь Богу, доносящаяся из глубины ночи - из светлого островка горящих светильников и горящих верою и радостью людских сердец. Именно в этот момент службы - на Полиелее - читается Евангелие, которое торжественно выносится в центр храма и слушается верующими как слова самого Христа. Чтение Евангелие предваряется песнопением "От юности моея". Это плач души, которая страждет в мире, обремененная грехами, и просит помощи у Господа.
Далее утреня продолжается чтением и пением особых Канонов, в которых раскрывается смысл данного праздника. В этот момент начинается помазывание маслом верующих - елеопомазание . Специальным ароматическим маслом священник при помощи маленькой кисточки ставит на челе (лбу) подходящих к нему людей знак креста.
Этот обычай восходит к глубокой древности, когда помазывание маслом при чтении молитв даровало человеку здоровье духовное и телесное. Это смысл елеопомазания сохранился и сейчас.
Следующее важное песнопение утрени - "Песнь Пресвятой Богородицы". Слова этого песнопения, по преданию, принадлежат Самой Божией Матери, которая в радости, почувствовав в себе биение Божественного Младенца, воскликнула: "Величит душа моя Господа! .". Припев этого песнопения "Честнейшую херувим ." от лица верующих людей прославляет Богородицу.
И завершается утреня "Великим славословием". Это торжественное монументальное песнопение в древности пелось на рассвете при первых лучах восходящего солнца. Как только небо озарялось золотым сиянием утренней зари, главный священник, повернувшись лицом к востоку, торжественно восклицал: "Слава Тебе, показавшему нам свет!", и хор сразу же начинал Великое славословие Богу, благодаря Его за свет, жизнь и наступление нового дня.
И последняя третья маленькая часть Всенощного бдения - первый час. В древности счет времени шел иначе, и первый час суток соответствовал нашим часам раннего утра. Служба первого часа, в основном, состоит из чтения псалмов. Первый час завершается песнопением "Взбранной Воеводе". Это песнопение посвящается Божией Матери, которая является заступницей людей на земле и призывается, как Воевода, возглавлять борьбу верующих против сил зла.
Информация о музыке:
Формирование и развитие ведущих певческих школ - московской
и петербургской
Две ведущие церковнопевческие школы России - московская и петербургская зародились, сформировались и развились на основе двух главных хоров - Синодального в Москве и Придворного в Санкт-Петербурге. Первоначально это были два московских хора, возникших еще в XV-XVI в.в. - хор Государевых Певчих дья ...
Традиционный джаз
В диксилендах гитара или банджо несли в основном аккордово-ритмическую функцию. Так как банджоисты (и гитаристы) играли в основном в бемольных тональностях, аккомпанируя духовым инструментам, то постепенно стали оформляться «джазовые» аппликатуры аккордов, отличающиеся от классических (основанных ...
О сравнении богослужебного пения и иконы
Церковное пение и икону, думается, можно сопоставить, только с определёнными оговорками.
Во-первых, в богословском аспекте, как распев и иконопись, где распев, согласно святоотеческой трактовке, рассматривают как «богословие в звуках» (или «поющее богословие»), а иконопись - «богословие в красках ...