Первая седмица Великого поста

Информация » Пасхальный цикл » Первая седмица Великого поста

Страница 1

Первая седмица Великого поста есть "дней начаток святых постов". Церковь в эту седмицу приглашает своих чад поработать "Господеви со страхом", поститься не только "телесне", но и "духовне". В песнопениях этой седмицы раскрывается цель и значение "всечестного поста": "Приидите, пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков".

В течение первых четырех дней поста вечером в храме читается "Великий покаянный канон" св.Андрея Критского. Святитель Андрей (650-720) был епископом Крита. В своем каноне он выразил чувства кающейся души.

Обычно каноны включали не более 30 тропарей. В Великом каноне Андрея Критского их 250. Святитель в своем каноне говорит о душе человека - мятущейся и грешной. Он показывает этой душе образы покаяния, уведя ее к началу Библейской истории и показав весь путь богоискания и богопознания человека длиною в тысячи лет. Словно бесконечная череда проходят перед нами образы из Ветхого, и Нового Заветов - как будто оживают древние безмолвные фрески, призывая к покаянию. Во время чтения канона только лампадки, да огоньки свечей мерцают во тьме храма. Канон читается священником посреди церкви, и тихо, приглушенно, как сдавленное рыдание, звучит постоянный припев хора : "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Музыка ирмосов и припевов Великого канона написана Д.Бортнянским. После шестой песни хор поет кондак "Душе моя", который все молящиеся слушают стоя на коленях. Одно из авторских песнопений на этот текст принадлежит композитору Е.Азееву.

По средам и пятницам, начиная с первой седмицы поста, служится Литургия преждеосвященных Даров. Поскольку полная Литургия, центром которой является Евхаристия, есть праздник, торжество - "пир духовный", в Церкви сложился обычай не совершать ее в покаянные дни Великого поста (кроме суббот и воскресений). Но указанный обычай не должен был отлучать христиан от причащения. И в IV в. антиохийский патриарх Север (умер в 538) ввел чинопоследование принятия Св.Тайн, освященных заранее. Так получила начало Литургия преждеосвященных Даров. На Западе она была введена св. Григорием Великим (Двоесловом) папой Римским (590-604), и доныне носит его имя. Совершалась она обычно вечером, и ее чин есть ни что иное, как видоизмененная вечерня. В современной практике Литургия преждеосвященных Даров совершается обычно утром. На этом богослужении бывает много чтений из Ветхого Завета, которые называются "паремии". После паремий при открытых Царских Вратах поется песнопение "Да исправится молитва моя". Текст его взят из Псалма 140. Это песнопение имеет куплетную форму, состоящую из 4-х куплетов с припевом "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою ." . Раньше это песнопение пел один певец (чтец) посреди храма, а хор или народ пел припев. Сейчас обычно поют три певца (трио), стоя перед амвоном, а припев поет весь хор. Очень много композиторов писали музыку на текст "Да исправится". Среди них Д.Бортнянский, П.Чесноков, П.Турчанинов, Речкунов и др. Мелодии их сочинений полны просветленной печали.

В момент переноса Св.Даров с жертвенника на престол, когда на полной Литургии поется Херувимская песнь, на Литургии преждеосвященных Даров звучит песнопение "Ныне силы небесные с нами невидимо служат". В тексте этого песнопения говорится, что под видом Св.Даров входит Сам "Царь Славы" - Господь Иисус Христос, являющийся Великой Жертвой. Во время переноса Евхаристических Даров и пения "Ныне силы" все в храме с благоговением становятся на колени и кланяются ниц, потому что в этой Святыне невидимо присутствует Сам Господь.

Музыка этого песнопения отражает священный трепет, а также одновременно печаль и радость.

Очень красивое "Ныне силы" есть у Д.Бортнянского, а также гармонизация Валаамского распева иеромонаха Ионафана.

Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров тихое, умиротворяющее, покаянное.

По субботам Великого поста служится обычная Литургия Иоанна Златоуста, а по воскресным дням Литургия Василия Великого, которая немного длиннее Литургии Иоанна Златоуста.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Игровое обучение музыке
Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развив ...

Развитие технческих и музыкальных аспектов при пении
вокальный певческий голос мазетти Ученики у Мазетти начинали с простейших упражнений: сперва на одной ноте, потом шли секунды, терции и т. д. Очень любил он пассажи и октавы. Особенно следил maestro за правильным переносом звука сверху вниз в октавах. Portamento вниз надо было исполнять так, чтоб ...

Блатная музыка
Блатная музыка М. А. Грачев, кандидат филологических наук Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году (см. название словаря В. Ф. Трахтенберга — «Блатная музыка. Жаргон тю ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru