Великий Понедельник

Информация » Пасхальный цикл » Великий Понедельник

В богослужениях этого дня Церковь, сближая события Ветхого и Нового Заветов, показывает грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Из событий евангельских вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Эта смоковница изображает и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Св.Церковь и взывает в песнопениях этого дня : "иссохшия смоковницы за неплодие, проклятия убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость".

В Великий Понедельник и в последующие два дня на утрени поется тропарь "Се Жених грядет в полунощи". В этом тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Смысл её в том, что надо всегда "бодрствовать и не унывать", держа свой светильник зажженным в ожидании божественного Жениха - Христа. Очень красивое песнопение на этот текст написано Н.Римским-Корсаковым.

В конце утрени после канона поется экзапостиларий "Чертог Твой". Это песнопение также повторяется и на утрени двух последующих дней. Экзапостиларий буквально означает "посылаемый". По древнему обычаю специальный чтец выходил в конце утрени с зажженным светильником на середину храма и воспевал гимн, который называется экзапостиларий или светилен . В этом гимне содержится моление о просвещении свыше. У всех праздничных и будничных дней имеются свои экзапостиларии или светильны.

Ексапостиларий "Чертог Твой" содержит мотив притчи о брачном пире. Здесь душа человека является перед Христом в состоянии своей греховной наготы. Она видит сияющий дворец, сотканный из света и стремится туда, но чтобы войти в этот Чертог брачного Христова пира, душа должна иметь светоносное одеяние ("одежду брачную") - т.е. святость и чистоту. Этой одежды у нее нет, и душа плачет во тьме, и , глядя на сияющий дворец, молит Господа просветить и облечь ее Своим Божественным светом.

Д.Бортнянский написал музыку к этому удивительному по своей потрясающей выразительности тексту. Песнопение Д.Бортнянского "Чертог Твой" - это вопль бедной души к Богу: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя".

Информация о музыке:

Периодизация творчества
Только что был упомянут возраст, до которого дожил Шуберт: 31 год. То есть, в его жизни не было периодов, когда человека называют зрелым, потом пожилым, потом старым. Как же следует относиться к периодизации творчества Шуберта, к рассуждениям о “зрелом” и даже “позднем” периодах творчества, если о ...

История текста богослужебных певческих книг
История текста богослужебных певческих книг В истории текста богослужебных певческих книг различаются три периода: первый — от конца XI в. до половины XIV в. — старый, истиноречный, или праворечный, период, второй — с половины XIV в. до половины XVII в. — период хомонии, или раздельноречия, третий ...

Зигфрид
Опера в трёх действиях. Действующие лица: Зигфрид (тенор), Миме (тенор), странник (бас), Альберих (бас), Фафнер (бас), Эрда (меццо-сопрано/контральто), Брунгильда (сопрано). Действие первое. Пещера в лицу. Миме куёт меч, ворча, что "этот скверный мальчишка" Зигфрид снова сломает его: ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru