В этот Великий день Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, и вместе с тем предуказывает скорое наступление великого события Воскресения Христова.
В исключительных, особенных службах этого дня Церковь, проливая слезы любви и скорби, призывает всех к святейшему и драгоценнейшему Гробу. Фонд МИК - место, где рождаются стартапы, проекты и раскрываются таланты, сайт i.moscow
По сложившейся традиции утреня Великой Субботы с Чином погребения служится накануне вечером или поздно ночью.
Священники, стоя перед Плащаницей, читают погребальные стихи. Это так называемые "похвалы" - т.е. как бы плачи, обращенные к Умершему. Когда-то Сама Пречистая Матерь, рыдая, обращалась к Нему, лежащему во гробе: "Иисусе Христе Мой, Царю всех, что ища к сущим во аде пришел еси? ". Так долго плакала Она над гробом, и когда боль уже стала невыносимой, Она, вспомнив всю Свою жизнь, отданную только Ему, вложив всю Свою любовь, восклицает: "О сладчайшая Моя Весно, о сладчайшее Мое Чадо, где Твоя зайде доброта?". Христос отвечает Ей словами ирмоса 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия."
Песнопение на этот текст поется вместо "Достойно есть" и на Литургии Великой Субботы. Есть обработка древнего распева этого задостойника П.Турчанинова.
В конце утрени под пение погребального "Святый Боже" процессия, символизирующая погребение Господа, несет Плащаницу вокруг храма. Тонкий, медленный звон колоколов, как рыдание, пронзает небо:
Утро Великой Субботы - это великая тишина. Кажется, будто во всем мире наступило безмолвие. Христос во Гробе. После мук и слез настал покой. Суббота покоя.
В этот торжественнейший из дней непостижимо готовится свершиться Великая Радость - в мире "зреет" Пасха.
Литургия в Великую Субботу начинается с чтения паремий. Их 15. Это те пророчества из Ветхого Завета о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам.
Один за другим сменяются чтецы, выходящие на середину храма читать паремии, хор поет радостную библейскую песнь: "Славно бо прославися!". И этот четкий ритм чтения пророчеств, и, словно стена, хоровой радостный фон создают явственную картину движения. Это переход Израиля сквозь море. Вот воды моря расступились, скрипят повозки, плачут дети, ревут верблюды, поют женщины, ударяя в бубны - идет народ. Движется длинная процессия. Она теряется в веках. Это великий переход - Пасха. От египетского рабства к свободе древнего Израиля и от смерти к жизни всех во Христе. Это Пасха, которая наступит уже совсем скоро - этой ночью.
Перед чтением Евангелия поется прокимен (что значит "предваряющий"): "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!". Песнопение это имеет куплетную форму. Это трио с припевом всего хора. Наиболее известные сочинения на этот текст - Д.Бортнянского и П.Турчанинова.
Во время пения этого прокимна священники облачаются в алтаре в белые ризы, в воспоминание одежды светоносного Ангела на Гробе Господнем.
Затем наступает трепетный и благоговейный момент Литургии: вместо Херувимской песни звучит особенная песнь, и весь храм замирает, со страхом внимая ей:
"Да молчит всякая плоть человеча
И да стоит со страхом и трепетом,
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися
И датися в снедь верным ."
(Древний напев этой песни обработан для четырехголосного хора П.Турчаниновым). Великий Вход. Из алтаря выносят Св.Дары и останавливаются перед Плащаницей. Все сегодня в храме совершается перед Ним, лежащим во Гробе. Все совершается с особым благоговейным трепетом - чтобы не потревожить Его Великий Покой.
После Литургии до самого вечера выходит батюшка святить пасхальную трапезу, разложенную на длинных столах перед храмом: крашеные яйца, золотистые куличи, творожные пасхи. Он кропит их святой водой и поет воскресный тропарь 2-го гласа: "Егда снисшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием живота .".
Спускаются сумерки. Близится Великая Ночь.
Информация о музыке:
Классическое болеро
Прежде чем рассказать о равелевском "Болеро", необходимо пояснить, что представляет собой классический тип этого испанского танца. По некоторым данным этот танец был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по ...
Dead Kennedys
Dead Kennedys
Бесспорные короли штатовского панка, "Dead Kennedys", были сформированы в Сан-Франциско (Калифорния). Их появление в 80-х годах на музыкальной арене с ядовитым и убедительным саундом стало самым значительным событием американского андеграунда (по крайней мере, до появления ...
Г.Коган о значении аппликатуры
Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Это ещё не гарантирует её пригодность при настоящем исполнении. Нужно обязательно прикинуть её в быстром темпе. Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу. Этот нередко иногда ...