Вот наступает этот Великий Праздник, к встрече которого в течение долгих недель готовила верных своих чад Св.Церковь - это светозарное Торжество, Царственный день, ради которого мы проходили подвиг поста.
События, предваряющие и следующие за Воскресением Христовым, описаны во всех 4-х Евангелиях. Но сам момент Воскресения сокрыт от всех людских взоров, поскольку оно совершалось при запечатанном Гробе, как свидетельствует хранительница Христовых тайн Св.Церковь. Время Воскресения Христа не совершенно нам открыто. Когда мироносицы, при восхождении солнца шли ко Гробу Господню, он уже был открыт, и ангелы возвещали Воскресение Христово, уже совершившееся. Гораздо ранее потряслась около Гроба Господня земля, ангел отвалил от гроба камень и светом своего явления привел в ужас и тем удалил стражей. Поэтому повсеместно утвердился обычай начинать торжество праздника Пасхи тотчас после полуночи. Но еще только спускается вечер, а храмы и дворы церквей уже полны народа. Что-то таинственное и радостное наполняет все вокруг. Сам весенний воздух полон какого-то радостного волнения - вокруг блеск глаз, приглушенные взволнованные разговоры, трепетное ожидание чуда.
Уже в течение нескольких часов в храме читают книгу Деяний Апостолов. Но вот начинается пасхальная полунощница. Хор поет ирмосы, канона Великой Субботы "Волною морскою". Совсем по-иному, чем день назад звучат сейчас эти песнопения. Вчера - трагично, а сегодня - с внутренней, готовой вырваться наружу радостью. На 9-й песни Плащаницу священники уносят в алтарь. Еще несколько минут тишины, и вот из-за закрытых Царских врат доносится тихое пение. Оно повторяется три раза и с каждым разом все крепнет, и вот уже хор подхватывает его. Царские врата отверзаются и шествие с иконой Воскресения Господня и с хоругвями выходит из алтаря, устремляясь из храма - туда, наружу - к небу, к ветру, к деревьям, к звездам. Все, стоящие в храме и вокруг, вливаются в это шествие и идут. Огоньки свечей трепещут на ночном ветру, как трепетные души людей, горящие радостью. Пение все крепнет, повторяясь многократно: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!" (воскресная стихира 6 гласа). Обойдя вокруг церкви, шествие останавливается у входа, у закрытых дверей, которые символизируют закрытый Гроб Христов.
"Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне, и присно, и вовеки веков,"- произносит священник, возвысив голос, - и гремит воскресный тропарь, многократно повторяясь хором и народом: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!"
Впереди перед храмом, растворяясь в ночи, колышется темное море людской толпы, которое, словно всплесками, сотнями и тысячами голосов отвечает на пасхальные возгласы священника:
- "Христос Воскресе!"
- "Воистину Воскресе!"
Потом с ликованием входят в храм, и начинается торжество, какого еще никогда не было. Вот он, прообраз брачного пира Агнца!
От сияния огней слепит глаза, благоуханный аромат ладана наполняет храм, блеск огней тысячекратно отражается в разноцветных камнях, золоте и серебре окладов и паникадил, в парче облачений. Пение хора - яркое, ритмичное, ликующее, словно огонь, охватывает сердце.
Все велелепие и красота, какие только мог создать человек, славящий таинство вечной воскресающей Жизни, соединяются в этом "празднестве празднеств и торжестве торжеств".
На пасхальной службе все поется и ничего не читается: поются не только ирмосы, но и тропари канона, поются Часы.
Пасхальный канон имеет быстрый синкопированный ритм, в котором слышатся и колокольные трезвоны, и ритмы русских плясовых наигрышей. В Новгородской Софии поют Пасхальный канон священника В.Старорусского. Этот новгородский церковный композитор жил в первой половине XIX века. Могила его находится в Антониевом монастыре за собором Рождества Богородицы. Музыка Пасхального канона В.Старорусского несет отпечаток своеобразия новгородского напева ирмосов 1-го гласа.
Литургия в Пасху бывает самая наиторжественнейшая, какая только может быть в каждом храме. Она следует сразу же за утреней после чтения "Пасхального Слова" Иоанна Златоуста. Все самые лучшие, самые праздничные песнопения поются на пасхальной Литургии. Многократно повторяется тропарь Пасхи " Христос Воскресе". Он, как правило, поется разными напевами и на разных языках, как и Евангелие от Иоанна, которое также читается на нескольких языках в знак торжества Вселенской Церкви, празднующей победу Христа над смертью и адом.
Информация о музыке:
Impaler
Impaler
Шок-рок банда "Impaler" из Сент-Пола (штат Миннесота) образовалась в начале 80-х годов. Состав команды был таков: Билл Линдсей (вокал), Майкл Торок (гитара), Боб Джонсон (ударные), Коурт Холи (бас) и Майк Сенн (гитара). Стиль, который избрала группа – это припанкованный полутрэ ...
Первая соната, op. 3, 1924, in C
Авторское обозначение «c-moll» не точно и отражает скорее традицию «как принято» в прежней музыке. Более точно указание не тоники, а центрального тона: «in C». Произведение одночастно, зато насыщено переменами темпа и характера: Lento lugubre, Allegro feroce, Allegretto poco innocente, subito stre ...
История текста богослужебных певческих книг
История текста богослужебных певческих книг
В истории текста богослужебных певческих книг различаются три периода: первый — от конца XI в. до половины XIV в. — старый, истиноречный, или праворечный, период, второй — с половины XIV в. до половины XVII в. — период хомонии, или раздельноречия, третий ...