(8/21 сентября)
Тропарь, гласъ 4:
Рождество Твое, Богородице Дhво, радость возвhсти всей вселеннhй: изъ Тебе бо возсiя Солнце правды Христосъ Богъ нашъ, и разрушивъ клятву, даде благословенiе: и упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вhчный.
Кондак, гласъ 4:
Iоакимъ и Анна поношенiя безчадства, и Адамъ и Ева отъ тли смертныя свбодистася, Пречистая, во святhмъ рождествh Твоемъ. То празднуют и людiе Твои, вины прегрhшений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждаетъ Богородицу и питательницу жизни нашея.
Первый двунадесятый праздник церковного года установлен в IV веке. Он посвящен "началу нашего спасения", Рождеству Девы Марии, уготованной многими предшествующими поколениями стать Сосудом Божиим и вместить Невместимого Бога.
Этот праздник был наложен Церковью на древний аграрный цикл празднеств, посвященный Богине - Матери и рождению нового урожая.
Христианский праздник, воцерковляя народную традицию, сообщил ей иную высшую направленность, уводя от земли к небу, от урожая плодов земных к будущему Рождеству Вечной Жизни.
Содержание праздника взято из апокрифа II века, который сохранялся Церковью как предание, пользующееся авторитетом и любовью у народа:
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведный Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, но не теряли надежду на милость Божию, твердо веря, что Бог может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Они горячо молились и со слезами просили Господа даровать им дитя, которое они обещали посвятить Богу для служения в Храме. И Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть о том, что их молитвы услышаны Богом, и у них родится Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.
Праздник Рождества Богородицы был одним из самых почитаемых Богородичных праздников в домонгольской Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу же после крещения Новгорода на центральном языческом святилище ильменских славян - Перыни, где постоянно - день и ночь - горели ритуальные костры, где стояли идолы и приносились жертвы Ильмень-озеру, и где, вероятно, главный жрец Богомил, (прозванный Соловьем за свой голос) - который, как описано в Лаврентьевской летописи, поднял восстание новгородцев против крещения в 989 г., - играл на гуслях во время языческих обрядов - там, после свержения идолов был поставлен храм Рождества Богородицы. Это был третий храм, построенный в Новгороде первым епископом Иоакимом-корсунянином, после Софии и церкви Иоакима и Анны.
Сейчас на месте древнего храма на Перыни сохранилась каменная церковь XIII века в честь Рождества Богородицы.
Также и св.Антоний Римлянин, прибывший в Новгород в конце XI века, основал близ города свой монастырь с главным храмом Рождества Богородицы. Богородице-Рождественские храмы в это же время строились и в других русских городах - например, в Суздале и Пскове.
Из авторских духовных сочинений, посвященных данному празднику, в церкви поются тропарь и кондак А.Архангельского, ирмосы А.Ф.Львова, задостойник П.Турчанинова.
Информация о музыке:
О мизанфонии
Г.И.Ганзбург
Термин, вынесенный в заголовок статьи, образован по аналогии с термином мизансцена, появившимся в 1820 г. и бытующим в театроведении со второй половины XIX века. По определению С.Эйзенштейна: “Мизансцена в самом узком смысле слова — сочетание пространственных и временных элементов во ...
Опера Дж. Россини "Золушка" (La Cenerentola)
Опера Дж. Россини "Золушка" (La Cenerentola)
Комическая опера в двух действиях; либретто Я. Ферретти.
Первая постановка: Рим, театр "Валле", 25 января 1817 года.
Действующие лица: Дон Рамиро, принц Салерно (тенор), Дандини, его камердинер (баритон), Дон Маньифико, барон ди Мо ...
Какие бывают интервалы?
· большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув), уменьшенные (ум)
· гармонические (2 звука звучат одновременно) мелодические (2 звука звучат по очереди)
· простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8) сложные, составны ...