Успение Пресвятой Богородицы

Страница 1

(15/28 августа)

Тропарь, гласъ 1:

Въ рождествh дhвство сохранила еси, во успенiи мiра не оставила еси, Богородице: преставилася еси къ Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши отъ смерти души наша.

Кондакъ, гласъ 2:

Въ молитвахъ неусыпающую Богородицу, и въ предстательствахъ непреложное упованiе, гробъ и умерщвленiе не удержаста : якоже бо Живота Матерь, къ животу престави во утробу Вселивыйся приснодhвственную.

Успение Божией Матери - последний двунадесятый праздник церковного года. Ему предшествует двухнедельный пост. Праздник Успения Богоматери восходит к древним временам христианства. Всеобщее празднование его установлено по воле императора Маврикия с 582 г. Содержание праздника взято из апокрифического сказания:

После Вознесения Господа Матерь Божия часто приходила к Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы перед Ней предстал Архангел Гавриил и возвестил о Её скором переселении из этой земной жизни в жизнь вечную. Пресвятая Богородица молилась о том, чтобы Господь послал к Её кончине апостолов, проповедовавших Евангелие в разных концах мира. И Господь действительно чудесным образом собрал апостолов к одру, на котором возлежала Богоматерь. Внезапно воссиял неизреченный Божественный Свет, и сошел Сам Царь Славы Христос со множеством Сил Небесных. Безо всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Оплакав разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы погребли тело Богоматери в Гефсимании, закрыв вход в пещеру большим камнем. Апостол Фома, по промыслу Божию не присутствовавший при погребении Матери Божией, придя в третий день в Гефсиманию ко гробу, горько плакал о том, что не удостоился прощания с Ней. Апостолы, желая доставить ему утешение, решились открыть пещеру. Но открыв гроб, они нашли в нем одни погребальные пелены и убедились таким образом в том, что Пресвятая Дева с телом была вознесена на небо.

На Руси праздник Успения является одним из самых любимых и почитаемых Богородичных праздников, причем степень почитания этого праздника нарастала, достигнув апогея к XVII веку.

О большом значении, которое придавалось этому празднику с первых веков христианства на Руси, свидетельствует тот факт, что первая Богородичная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром и названная Десятинной, посвящена Успению Богородицы. Главный собор города Владимира также был Успенским, а по перенесению столицы Древней Руси в Москву в Кремле был также построен храм Успения Божией Матери, который стал главным собором Руси, где русские цари венчались на царство. Древнейшие монастыри - Киево-Печерская лавра и Псково-Печерский монастырь, также имеют главным своим праздником Успение Божией Матери. В Новгороде при архиепископе Геннадии (конец XV в.) праздник Успения стал престольным праздником Софийского собора - главного собора города.

Ни у одного Богородичного праздника нет такого развернутого чина богослужения, как у праздника Успения, т.к. с XVII века этот праздник дополнился чином Погребения Божией Матери, пришедшим к нам из западно-русских областей.

Во время чина Погребения на средину храма полагают Плащаницу Пресвятой Девы, а потом обносят ее крестным ходом вокруг церкви.

Прекрасный, величественный, немного грустный и в то же время торжественный праздник Богоматери на исходе лета и в преддверии осени, - когда все утопает в цветах, когда пение в церкви длится до позднего, уже совсем осеннего вечера, когда, будто отражения звезд, мерцают огоньки свечей на крестном ходе во время погребения Богоматери. В русском крестьянском быту праздник Успения считался днем окончания жатвы.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Позднейшие распевы Русской Православной Церкви
Позднейшие распевы Русской Православной Церкви Древнерусский чин распевов XV-XVII вв. создавался исключительно мастерами пения Московского государства и поэтому, целиком и полностью являясь произведением великорусского сознания, он несет на себе печать всего своеобразия и неповторимости национальн ...

Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
«Вильгельм Зауер», III/P/33, Opus 755, 1898, Франкфурт на Одере (Германия) I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) Bordun 16' Lieblich Gedackt 16' Principal 8' Geigen Principal 8' Flete 8' Concertflete 8' Gedackt 8' Quintaten 8' Gamba 8' Dolce 8' Viol d’amour 8' Traversflete 4' Octave 4' Gemsho ...

Город Гмунден
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно мысленно перенестись в лето 1825 года. Небольшой австрийский городок Гмунден, расположенный на северном берегу живописного озера Траун, вытянутого точно с севера на юг. Здесь Шуберт провел шесть благословенных недель, в течение которых сочинил, наряду с другими ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru