Одним из самых распространенных духовных стихов, дошедших до нашего времени в живой исполнительской народной традиции является "Стих о блудном сыне". Он поется под аккомпанемент колесной лиры. Также еще в восьмидесятых годах нашего века автору этих строк посчастливилось слышать в Почаевской Лавре, в день праздника чудотворной иконы Божией Матери, пение "Думы о Почаевской иконе" нищенствующим певцом, который сидел на ступенях собора и аккомпанировал своему пению на бандуре.
Наряду с заимствованиями из польских и украинских источников русские сборники XVII века содержат и значительное количество самостоятельных образцов духовной песни. В истории русской литературы существует понятие - "никоновская школа поэзии". Центром этой школы явился основанный патриархом Никоном в 50-х годах XVII века Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим). Среди монашествующих поэтов Воскресенского монастыря особое внимание привлекает незаурядная личность архимандрита Германа. Широко образованный человек, связанный с передовыми литературными и музыкальными кругами, архимандрит Герман посвящал часы своего досуга занятиям стихотворством и музыкой.
В настоящее время установлена принадлежность большого количества псальм, стилистически резко отличающихся от псальм польско-украинского происхождения. Торжественно-ликующий тон большинства из них сближает их с развитыми образцами партесного концерта. Псальмы, относящиеся к русской школе, отражают не только рождественскую тематику. Имеются песнопения, написанные на тему буквально всех двунадесятых праздников и праздников великих святых. Вероятно, эти псальмы исполнялись первоначально в монастырской трапезной, откуда перешли и в мирской домашний обиход.
Большую роль в музыкальной жизни России с конца XVII играли также солдатские и казацкие хоры, или как их тогда называли, хоры "полковых песельников". Им предписывалось исполнять как церковную, так и строевую музыку - походные, военно-патриотические песни, канты. Нередко они объединялись с военными и роговыми оркестрами, а также исполнителями на народных музыкальных инструментах: сопелях, домрах, бубнах.
Так постепенно смыкались в быту традиции церковного пения a cappella со стихией "светской" музыки - народной, праздничной, военной.
Информация о музыке:
Преображенiе Господне
(Яблочный Спас) (6/19 августа)
Тропарь, гласъ 7:
Преобразился еси на горh, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху: да возсiяетъ и намъ грhшнымъ свhтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свhтодавче, слава Тебh.
Кондак, гласъ 7:
На горh преобразился еси, и якоже вм ...
История создания песни
В 1825 Шуберт познакомился с поэмами шотландского поэта Вальтера Скотта, в их немецких переводах. Поскольку Скотт был очень популярным поэтом и романистом, Шуберт решил, что, если ему удастся издать свои песни на его стихи одновременно с английским текстом и по-немецки, он станет лучше известен за ...
Лирические пьесы
“Лирические пьесы” составляют большую часть фортепианного творчества Грига. “Лирические пьесы” Грига продолжают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен “Музыкальными моментами” и “Экспромтами” Шуберта, “Песнями без слов” Мендельсона. Непосредственность высказывания, лиризм, вы ...