Диатонические лады и ладообразование в современной музыке

Информация » Лад. Использование диатонических ладов в произведениях Б. Бартока » Диатонические лады и ладообразование в современной музыке

Диатоника (от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон, букв. - идущая по тонам) - семиступенная система, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и другие натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор), лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский.

В более широком смысле к области диатоники относят также так называемые условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады и звукоряды. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда. Ангемитонная пентатоника также может трактоваться как неполная диатоническая система.

Многообразные формы диатоники составляют основу западноевропейского и русского народно-песенного искусства, а также профессиональной европейской музыки, в особенности после утверждения многоголосия в качестве преобладающего типа музыкального изложения. С установлением господства "гармонической тональности" - мажора и минора (с XVII века) - получает широкое развитие новый вид диатоники, опирающийся на функциональную систему трёх главных трезвучий - тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим квинтовым родством. В XIX - начале XX вв., с одной стороны, возрождается старинная диатоника и широко вводится диатоника народного склада и близкая к ней (у Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, в особенности у русских композиторов - М. Глинки, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и др.).

В современной музыке встречается большое число диатонических ладов. Наряду с исторически традиционными разновидностями семиступенной диатоники - особыми диатоническими ладами, классическим мажором и минором, - к ним причисляются также малообъемные лады, пентатоника, обиходный звукоряд и целый ряд новых форм.

В XX веке, как и в XIX, диатоника особенно широко культивируется теми композиторами, чье творчество тесно связано с народными истоками. Традиции таких ярких представителей национальных композиторских школ XIX века, как Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Ф. Шопен, Э. Григ, продолжили в XX веке К. Дебюсси, М. Равель, И. Стравинский, Б. Барток, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Р. Щедрин, С. Слонимский, А. Гаврилин и др.

В музыке XX века не только увеличивается удельный вес диатонических ладов, но и обогащаются их виды и методы использования. Рассмотрим сказанное на примере музыки венгерского композитора XX века Бэллы Бартока.

Информация о музыке:

Великая Суббота
В этот Великий день Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, и вместе с тем предуказывает скорое наступление великого события Воскресения Христова. В исключительных, особенных службах этого дня Церковь, проливая слезы любви и скорби, призывает всех к святейшему ...

Foo Fighters
Foo Fighters Группа была основана бывшим барабанщиком легендарной "Nirvana" Дэвидом Гролом. Еще в "нирвановский" период, будучи в тени Кобейна, Дэвид потихоньку писал собственный материал. Свое название новоиспеченная команда получила от жаргонного прозвища НЛО, данного военным ...

Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия
На процесс формирования определенных знаний, умений и навыков значительное влияние оказывают психологические факторы. Они классифицируются на внутренние (субъективные) и внешние (объективные). Внутренние факторы связаны с мотивацией, с установками, внешние – детерминированы особенностями самого уч ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru