Зависть

Моцарт впервые столкнулся с искушенным в сочинении опер итальянцем в середине 1780-х годов, когда имела место одна курьезная премьера в Придворном венском театре. В один вечер шли два одноактных комических представления с музыкой - и интересно, что сюжет был практически один и тот же: производственный. Действие происходило за кулисами театра, где две оперные актрисы отчаянно ссорились из-за распределения ролей в новом спектакле. Там и там дамы колоратурами хотят переспорить друг друга. В обоих случаях их мирит ловкий импресарио. Разница была только в том, что зингшпиль "Директор театра" (немецкая опера с разговорными диалогами) был сочинен Моцартом и не имел успеха, а маленькая итальянская опера "Prima la musica, pоi le parole!" ("Cначала музыку, потом слова!") лишь подтвердила, что его соперник Сальери гораздо лучше умеет угождать вкусам публики: всем очень понравилось, даже Моцарту.

Так что реальному Антонио Сальери в связи с завистью достается одна возможность: быть ее объектом со стороны коллег, а особенно Моцарта, которому постоянно не везло именно там, где везло Сальери. Во всех справочниках и именных словарях музыкантов рубежа XVIII-XIX веков Сальери указан как "гордость и украшение европейского оперного искусства, мастерски владеющий правдивостью музыкального выражения, умением подчеркнуть и выявить страстные акценты оперной риторики". Моцарта там или нет вовсе, или он указан как автор не слишком удачных подражаний итальянским комедиям, таких, как "Свадьба Фигаро" или "Дон Джовании".

Во всем, что касается музыки для инструментов (то есть такой музыки, где не поют), Сальери открыто признавал первенство за своим коллегой Моцартом, а про себя неоднократно говорил, что ему в этом ремесле не хватает практики, поэтому квартеты или сонаты он писать не берется, а клавирные концерты пишет только для великосветских дам, которые его очень об этом просят.

И последнее: первым исполнителем знаменитой теперь повсеместно Сороковой - или соль-минорной - симфонии Вольфганга Моцарта (которая, как известно, одна из немногих его вещей, что при жизни автора прозвучали в хорошем исполнении, и была благосклонно принята) был именно Антонио Сальери. Он был тем дирижером, который смог достойно и качественно познакомить венцев с этой вещью.

Вывод из приведенных фактов очевиден. Для того чтобы не попасть в столь крупную "переделку" после смерти, Сальери должен был все делать наоборот: лениться, гневаться (на других, а не на себя!), ссориться с коллегами, не давать никому уроков, не разговаривать с санитарами в больнице, не сходить с ума, а главное - мучительно завидовать всем, с кем встречался. Но - с другой стороны - если знать, что в прикупе лежит, то нет смысла и карты сдавать.

Информация о музыке:

Джаз в жизни
Хоть мы и не сверхлюди, но это свойство имеет для нас некую неодолимую привлекательность. И мы тоже порой джазуем. Самый классический образец джазмена в жизни - это джентльмен-денди. Безукоризненный денди в светском обществе только и делает, что джазует. Именно потому он и попал на перо Оскара Уа ...

Из истории фортепианной педагогики. Её возникновение и развитие
Возникновение фортепианной педагогики в собственном смысле слова следует отнести к сравнительно недавнему времени – к концу XVIII века, когда фортепиано, вытеснив прежнего «короля» инструментов - клавесин, заняло его место в музыкальном быту Европы. Уже в ту пору фортепианная педагогика достигла в ...

Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского
Композитор Сергей Слонимский впервые обращается к поэзии А. Ахматовой уже в зрелом возрасте. После тонкой психологической лирики хоровых циклов, он решает обратиться к простым житейским ситуациям, и поэтому к интонациям городского романса. Это единственный его камерно-вокальный цикл, который был н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru