Музыка Отечественной войны 1812 года

Информация » Музыка Отечественной войны 1812 года

Страница 1

Музыка Отечественной войны 1812 года

Н.А. Рыжкова

Героические события Отечественной войны 1812 года, 190-летие которых отмечается в нынешнем году, нашли широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи.

Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты. И хотя некоторые из этих изданий все же были описаны в работах Н.Ф. Финдейзена, В.И. Музалевского и других музыковедов, полного каталога музыки, созданной в период Отечественной войны, до сих пор не существует. Поэтому перед исследователями русской музыкальной культуры 1-й четверти XIX века стоит нелегкая задача – выяснить, что же именно из произведений того времени сохранилось, какие произведения составляют музыкальную летопись Отечественной войны.

Предлагаемый каталог – первая попытка собрать воедино сведения о музыкальных произведениях, изданных в годы Отечественной войны и хранящихся ныне в фондах различных библиотек и хранилищ Москвы (РГБ, МГК, ГИМ ОПИ, ГПИБ) и Санкт-Петербурга (РНБ, РИИИ, Б-ка СПб филармонии, Фонограммархив ИРЛИ). В каталог вошли произведения, написанные и изданные не только в 1812, но и в 1813–1814 годах, когда русские войска вели сражения с наполеоновскими войсками на полях Европы. (Произведения, в которых не указан год издания, были датированы по номерам издательских нотных досок, а также по объявлениям о продаже в газетах того времени.) К каталогу приложены сведения о некоторых сочинениях, посвященных событиям 1812–1814 гг., о которых упоминалось в газетных объявлениях и торговых каталогах того времени, но которые не сохранились и не дошли до настоящего времени (либо не были изданы). Сведения о таких сочинениях можно найти также в статье автора этих строк «Батальная музыка в России», опубликованной в № 2 журнала «Старинная музыка» за 2002 год.

Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, – хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы – такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, – представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В.Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года – калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани.

Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны.

Предлагаем ее Вашему вниманию.

Аксенов С.Н.

Марш для семиструнной гитары на погребение Его Светлости генерала фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского / Сочинение С. Аксенова; .посвящает сочинитель . Прасковье Михайловне Толстой. – СПб.: Пец, [1813]. – 3 с.

Антонолини Ф.

Куплеты на возвращение Государя Императора, во время празднества Государыни Императрицы Марии Федоровны: «Ты возвратился, благодатный .»: [Для голоса с фп. или арфой] / Слова Гос. Державина; Музыка Гос. Антонолини, капельмейстера Его Имп. Величества. – СПб.: Дальмас, [1814]. – 2 с. – Перед нотным текстом: «петые в Павловском г-м Самойловым».

Ауман В.

Марш на смерть генерал-поручика Баггувута, павшего со славою за Отечество в сражении против французов при Тарутине 6 октября 1812 года [сочиненный В. Ауманом: для фп.] = Trauer–Marsch gewidmet dem Andenken des General-Lieutenant’s Carl Gustaff von Bagghufwud . / Componirt . von W. v. Aumann . – СПб.: Пец, [1812]. – 7 с.

Marche triomphale sur l’entrйe des trouppes russes а Francfort sur le Mein / Composйe pour le piano-forte et dйdiйe а . Alexandre I-er . par W. d’Aumann .; Cette marche, arrangйe pour l’orchestre militaire par M-r Doerffeldt ., a йtй exйcutйe . le 15 de novembre l’an 1813 au concert de la Sociйtй philarmonique . – St. Petersbourg: сhez J. Paez, [1813] (Триумфальный марш на вход русских войск во Франкфурт-на-Майне, сочиненный для фортепиано и посвященный… Александру I … В. Ауманом; этот марш, аранжированный для военного оркестра Дерфельдтом, был исполнен 15 ноября 1813 года на концерте Филармонического общества . – СПб.: Пец, [1813] ). – 7 с.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Музыкальное выражение как аспект философии языка А.Ф. Лосева
Как известно, лозунг, вернее будет сказать, боевой клич: "Мы филологи!" принадлежит вовсе не философу языка, но "философу жизни" - немецкому мыслителю Фридриху Ницше. Из-под его же пера вышло и вдохновенное исследование "духа музыки". Если добавить к этим двум установ ...

Загадочный канон Рамоса де Парехи
Загадочный канон Рамоса де Парехи С.Лебедев Историк, изучающий музыкальную культуру в ее совокупности, не может игнорировать любые свидетельства этой культуры, если такие свидетельства способны приблизить нас к адекватному восприятию музыки, что представляет настоящую проблему особенно в отношени ...

Времена года как тема искусства и музыки
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным фило ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru