Верачини основательно переработал все 12 сонат этого опуса, сделав разнообразные добавления, касающиеся гармонии, тонального плана частей, мелодического развития, технических приемов. Особенно заметны изменения в фугированных частях. Как правило, Верачини расширяет тему фуги, снимает в первом проведении партию continuo, чтобы дать возможность солисту изложить тему. Чтобы наглядно представить приемы работы Верачини с текстом оригинала, сравним начало второй части III сонаты, как она изложена у обоих авторов.
Подобный подход можно встретить и у И.С. Баха, который превратил вторую часть трио-сонаты ор. 3 № 4 в органную фугу си минор (BWV 579).
Очень часто на темы Корелли писали вариационные циклы. Самый грандиозный – это L’arte dell’ arco («Искусство смычка») Дж. Тартини, знаменитый трактат по игре на скрипке, где в качестве музыкальной иллюстрации фигурирует цикл вариаций на тему Гавота из сонаты ор. 5 № 10.
Другой пример – цикл немецкого композитора И.Г. Вальтера Alcuni Variationi sopr ‘un Basso Continuo del Signr. Arcangelo Corelli («Несколько вариаций на basso continuo Арканджело Корелли»), входящий в состав его сборника органных транскрипций. В качестве темы Вальтер берет партию basso continuo первой части сонаты № 11 из опуса 5.
Наконец, знаменитая La Folia (соната ор. 5 № 12) Корелли[1]. Всего пять лет спустя после первого издания этого опуса, к этой теме обратился А. Вивальди, создав свою версию вариаций для двух скрипок и basso continuo (ор. 1, 1705). Кстати, в сольных скрипичных сонатах ор. 2 Вивальди существует еще один вариант этой темы: это Куранта из сонаты ре минор № 3.
Своеобразный художественный отклик нашло творчество Корелли во Франции. Это целая портретная галерея, созданная Франсуа Купереном и Жаном Франсуа Дандриё.
Куперен познакомился с сонатами Корелли еще в начале 1690-х годов, о чем свидетельствует известное «Предисловие к трио-сонатам «Нации»: признание автора публике» (1714). В нем, в частности, Куперен пишет, что «очарованный сонатами Корелли, произведения которого я буду любить пока жив <…>, я решился сочинить сонату и предложил ее исполнить на концерте подобным тому, на котором я слышал сонату Корелли».
Десять лет спустя, появляются два программных цикла: «Парнас, или Апофеоз Корелли» (1724) и «Апофеоз Люлли» (1725) для двух скрипок и basso continuo. В первом «Апофеозе» в аллегорической форме показано восхождение Корелли на Парнас. Каждая часть имеет подзаголовок: 1. Корелли у подножия Парнаса просит Муз принять его в свой круг. 2. Корелли обрадован и очарован радушным приемом.
3. Он играет в сопровождении Муз.
4. Корелли вместе со своими спутниками пьет живительную воду из источника Вдохновения Иппокрены.
5. Корелли восторгается чудодейственным источником. Корелли погружается в сон под звуки музыки. Его спутники играют пьесу «Во сне».
6. Музы будят Корелли и предлагают ему занять место подле Аполлона.
7. Благодарность Корелли.
Куперен не стремиться к стилизации музыки итальянского маэстро и использует лишь некоторые ее внешние элементы, характерные, скорее, для всей итальянской инструментальной музыки. Это – наличие развернутой фугированной части (здесь это № 7), какими славились сонаты Корелли, нисходящие секвенционные хроматические ходы, неожиданные диссонансные задержания в гармонии.
«Апофеоз Люлли», по-видимому, мыслился Купереном как продолжение первого «Апофеоза». Основа сюжета цикла – вознесение Люлли на Парнас и его встреча там с Корелли. Известная идея Куперена – объединить две нации, Италию и Францию, две музыкальные традиции – имела здесь и некую злободневную подоплеку. Дело в том, что, по утверждению Ж.-Ж. Руссо, Корелли якобы приезжал в Париж и его необыкновенный успех вызвал зависть у Люлли. Во всяком случае, литературная канва «Апофеоза Люлли» косвенным образом подтверждает этот исторический анекдот[2].
Самый оригинальный момент здесь – эпизод, когда Люлли и Корелли совместно музицируют на Парнасе, поочередно аккомпанируя друг другу. Мелодический голос у Люлли выдержан в танцевальном стиле, с характерной французской орнаментикой, Корелли играет аккомпанемент в виде свободного голоса, гармонически поддерживая тему. Когда солирует Корелли, оба голоса образуют имитационную фактуру, в мелодии появляются секундовые ходы и задержания, которыми изобилует мелодика Корелли.
Информация о музыке:
Coldplay
Coldplay
Участники этой группы родились в различных уголках Великобритании. Вокалист Крис Мартин (р. 2 марта 1977) – выходец из Девона, ударник Уилл Чемпион (р. 31 июля 1978) – бывший обитатель Саутгемптона, басист Гай Берриман (р. 12 апреля 1978) – шотландец, перебравшийся в Кент, гитарист Джон ...
Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений
Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за фортепиано, координации движений зависят от предварительной подготовки учащегося.
Согласно методике Т.И. Смирновой, с учащимися, не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, и ...
Клавесинная музыка Ф.Куперена
Франсуа Куперен родился 10 ноября 1668 года в Париже в потомственной музыкальной семье церковного органиста Шарля Куперена. Способности его проявились рано, первым учителем его был отец; затем музыкальные занятия продолжались под руководством органиста Ж.Томлена. В 1685 году Франсуа куперен занял ...