Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После ко роткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъем.
Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. И последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части "Войны и мира", то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - "Бал у екатерининского вельможи" и десятая - "Сцена военного совета русского генера литета в Филях", созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.
В гениальной эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир", написанной в 1863-1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрал те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы.
Опера Прокофьева "Война и мир" - выдающееся произведение современного музыкального театра. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.
Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом "Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию"; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности . За прологом следует оркестровая увертюра.
В ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины "Как пришел к народу наш Кутузов" и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев пр оизведения.
Первая картина - "Отрадное" - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней "Ручей, виющийся по светлому песку" (на текст В. А. Жуковского).
Вторая картина - "Бал у екатерининского вельможи" - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи.
Третья картина - "В особняке старого князя Болконского" - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо "А может быть, он приедет нынче" передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость.
Информация о музыке:
Восприятие созвучий
§ 1. В музыке отношение высот двух звуков выражают музыкальным интервалом (секунда, терция, кварта, квинта и г. д.).
В акустике отношение высот двух звуков выражают отношением их частот.
Чем больше отношение частоты верхнего звука к частоте нижнего, тем больше разница между ними по высоте. Это о ...
«Призыв»
В этой пьесе получают отражения характерные свойства личности Листа: противоречивость его мировоззрения, двойственность жизневосприятия (восторженность, доходящая до состояния экстаза и сомнение, скепсис). Здесь каждое из вышеобозначенных начал находит соответствующее образное воплощение, связанно ...
Ладовая система Прокофьева
При анализе гармонии Прокофьева с помощью традиционных методов, исходящих из понимания тональности как диатонической системы взаимосвязи звуков и созвучий, можно столкнуться с большим затруднением в определении тональной принадлежности звукорядов и аккордов. Часто звукоряды далеки от диатоники, а ...