Морис Равель

Информация » Морис Равель

Страница 1

Морис Равель

(1875—1937)

Французский композитор. В 1889—1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения ; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов — А: П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере «Испанский час» Равель , по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского).

Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.

Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также Болеро (1928) для оркестра — одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), Болеро, «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно , 1911) и др., а также в таких произведениях , как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др.

Творчество , открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М. Равеля».

Сочинения:

оперы-

Испанский час (L'heure espagnole, комическая опера, либретто М. Франк-Ноэна, 1907, поставлена 1911, театр "Опера комик", Париж), Дитя и волшебство (L'enfant et les sortilиges, лирическая фантазия, опера-балет, либретто Г. С. Колет, 1920-25, поставлена 1925, Монте-Карло);

балеты-

Дафнис и Хлоя (хореографическая симфония в 3 частях, либретто М. М. Фокина, 1907-12, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж), Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mire l'оуе, на основе фортепианных пьес того же названия, либретто P., поставлен 1912 "Театр искусств", Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adеlaide ou Le langage des fleurs, на основе фортепианного цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либретто P., 1911, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж);

кантаты-

Мирра (1901, не опубликована), Альсион (1902, не опубликована), Алиса (1903, не опубликована);

для оркестра-

увертюра Шехеразада (1898), Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prelude а la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), Вальс (хореографическая поэма, 1920), Веер Жанны (L'aventail de Jeanne, вступительные фанфары, 1927), Болеро (1928);

концерты с оркестром-

2 для фортепиано (D-dur, для левой руки, 1931; G-dur, 1931);

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

1812-1822 гг.
Годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь формировалась личность Глинки. Он познакомился с Пушкиным и полюбил его творчество. Брал уроки по фортепиано у Джона Фильда, потом у его ученика Майера. Посещал концерты, оперу. Знал Глюка, Моцарта, Россини. Летом Глинка работ ...

Опера Рихарда Вагнера "Летучий голландец" (Der Fliegende Hollander)
Опера Рихарда Вагнера "Летучий голландец" (Der Fliegende Hollander) Опера в трех действиях. Либретто композитора по народной легенде и новелле Г. Гейне "Из мемуаров господина фон Шнабелевопского". Первое представление: Дрезден, 1843. Действующие лица: Голландец (баритон), Да ...

Gotthard
Gotthard Швейцарская хард-роковая команда "Gotthard" была основана вокалистом Стивом Ли, до этого возглавлявшего другую группу, "For sale". На сессиях второго альбома "For sale" Стив познакомился со своим будущим коллегой гитаристом Лео Леони, выступавшим тогда в ка ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru