Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы, которые сохранились в его музейном архиве (св. 7500 листов). Большой биографический интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания о его произведениях часто встречаются в русской классической литературе и литературной критике.
Сочинения:
в списке соч., кроме ссылок на опусы (ор.), даны ссылки WoO (Werke ohne Opuszahlen) - соч. Б., не имеющие опуса (согласно каталогу Г. Кинского - Г. Хальма).
оперы-
Огонь Весты (Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803), Фиделио (либретто И. Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы "Леонора, или Супружеская любовь" Буйи, 1-я редакция под названием Леонора, ор. 72, 1803-05, поставлена под названием Фиделио, или Супружеская любовь, Fidelio, oder die eheliche Liebe, 1805, театр "Ан дер Вин", Вена; 2-я редакция, с добавлением увертюры Леонора № 3, ор. 72, 1806, поставлена 1806, там же; 3-я редакция ор. 72, 1814, поставлена 1814, Придворный национальный оперный театр, Вена); балеты- музыка к Рыцарскому балету (Musik zum Ritterballett,8 номеров, WoO 1, 1790-91), Творения Прометея (Die Geschopfe des Prometheus, по сценарию С. Вигано, ор. 43, 1800-01, поставлен 1801, Придворный национальный оперный театрр, Вена);
для хора и солистов с оркестром-
оратория Христос на Масличной горе (Christus am Olberge, cлова Ф. К. Хубера, ор. 85, 1802-03), Месса C-dur (ор. 86, 1807), Торжественная месса (Missa Solemnis, D-dur, ор.123, 1819-23); кантаты - На смерть Иосифа II (Kantate auf den Tod Kaiser Josephs II., cлова С. А. Авердонка, WoO 87, 1790), На вступление в царствование Леопольда II (Auf die Erhebung Leopolds II zur Kaiserwurde, cлова С. А. Авердонка, WoO 88, 1790), Славное мгновение (Der glorreiche Augenblick, cлова А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und gluckliche Fahrt, слова И. В. Гете, ор. 112, 1814-1815);
арии-
Соблазн поцелуя (Prufung des Kussens, WoO 89, около 1790), С девчонками смеяться (Mit MadeIn sich vertragen, cлова И. В. Гётe.WoO 90, около 1790), две арии к зингшпилю-Прекрасная башмачница (Die schone Schueterin, WoO 91, 1796);
сцены и арии-
Первая любовь (Prirno amore, WoO 92, 1795-1802), О, изменник (Ah, perfido, ор. 65, 1796), Нет, не тревожься (No, non turbati, cлова П. Метастазио, WoO 92а, 1801-1802);
терцет -
Трепещи, нечестивость (Tremate, empitremate, cлова Беттони, ор. 116, 1801-1802);
дуэт-
В дни твоего счастья вспоминай обо мне (Nei giorni tuoi felici ricordati di me, cлова П. Метастазио, WoO 93, 1802); песни для хора с оркестром-
В честь светлейших союзников (Chor auf die verbundeten Fursten, слова К. Бернарда,WoO 95, 1814), Союзная песня (Bundeslied, cлова И. В. Гёте, ор. 122, 1797; переработана 1822-1824), хор из праздничного представления-Освящение дома (Die Weihe des Hauses, cлова К. Майсля, WoO 98, 1822), Жертвенная песня (Opferlied, cлова Ф. Маттиссона, ор. 121, 1824) и др.;
для симфонического оркестра-
Информация о музыке:
Песни Шуберта по-русски и по-украински
Вокальную музыку Шуберта поют на всех европейских языках. Жизнь его песенного наследия за пределами немецкоязычных земель зависит от вокальных переводов — особой области литературного творчества. Качество вокального перевода — то есть такого русского или украинского стихотворения, которое может пр ...
Всенощное бдение
Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. "благодарение"). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере.
Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой - Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и ...
Золото Рейна
Действующие лица:
боги: Вотан (бас), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор); богини: Фрикка (меццо-сопрано), Фрейя (сопрано), Эрда (меццо-сопрано); великаны: Фазольт (бас), Фафнер (бас); нибелунги: Альберих (бас), Миме (тенор); русалки, дочери Рейна: Воглинда (сопрано), Вельгунда (сопрано), Флос ...