Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических изменений со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального воспитания и образования как важного фактора формирования гармонически развитой личности.

Одна из центральных задач современной музыкальной педагогики – поиск средств и приемов интенсификации развития музыкальных способностей. Готовность к восприятию художественных произведений музыкального искусства, "вживание" в интонационный мир осуществляется путем освоения музыкального языка. Композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных слушателей, создав большую художественно значимую литературу для детей. В ней с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-творческого развития детей.

Но, при всем бесконечном уважении и любви к классикам русской и зарубежной музыки, мы не должны забывать, что каждая эпоха находит свое воплощение в современных ей произведениях. Поэтому, наряду с произведениями прошлого, в воспитании музыкально грамотного слушателя и исполнителя важное место всегда отводилось современному искусству. На первый взгляд, здесь не может быть никаких затруднений. Ведь дети с самого своего рождения окружены современной музыкой, которая звучит на концертной эстраде, по радио, телевидению, в аудиозаписях. Однако, как показывает практика педагогов, если, обучая ребенка музыке, "упустить" время и обратиться к современным произведениям не с самого начала его музыкального воспитания, то эта сфера музыкального искусства воспринимается детьми с большими трудностями.

Особенности восприятия современных произведений определяются, прежде всего, спецификой музыкального языка, средствами его художественной выразительности. Как показывают наблюдения, "замедленная" подготовка детей к исполнению и слушанию современной музыки часто исходит от педагога, стремящегося воспитывать музыкальный вкус ребенка на примерах прежде всего классического искусства. Однако, как справедливо подмечено педагогом Л. А. Баренбоймом, "без практического усвоения разных по стилю образцов музыкальной классики не понять и современной музыки. С другой же стороны, без знания современной музыки не найти и убедительной для современного восприятия трактовки музыкальной классики" [7, с. 204].

Начальный этап общего и профессионального музыкального воспитания не обходится без так называемой "детской музыки", то есть написанной с расчетом на возможности детского восприятия и исполнения. Изменения в окружающем мире находят отражение и в детской музыке, поскольку она, как и искусство в целом, является отражением действительности. Меняется как образная сфера детской музыки, так и средства музыкальной выразительности.

Однако в музыкальной педагогике проблема специфики восприятия детской музыки в целом и современной детской музыки в частности пока не нашла глубокого исследования. Одним из первых на эту проблему обратил внимание композитор и педагог М. Ройтерштейн, сосредоточив свое внимание на особенностях содержания и формы современной музыки, написанной специально для детей (47). Авторский замысел своей музыки для детей раскрывал в статьях и радиопередачах композитор В. Гаврилин (13). Специфика исполнительского репертуара для начинающих музыкантов освещена в статьях педагогов Н. Копчевского (22), Л. Николаева (40), дирижера Л. Стоковского (53). Фундаментальное значение для изучения музыкального восприятия имеют научные работы, в которых психика и музыкальная деятельность рассматриваются во взаимосвязи: Л. Бочкарева (9), В. Медушевского (33), Е. Назайкинского (37), В. Петрушина (42), Г. Цыпина (43, 63).

Музыкальное восприятие современной психологической наукой рассматривается как процесс, в основе которого лежит способность переживать музыкальное содержание. Педагогика считает возможным формировать музыкальное восприятие в процессе слушания и анализа средств музыкальной выразительности. При этом, как отмечает Е. Критская, средства музыкальной выразительности становятся предметом музыкальной деятельности, а их знание – целью музыкального образования [25].

Распознание общепсихологических и музыкально-психологических закономерностей развития способностей детей, определение путей начального этапа формирования музыкальных представлений и в соответствии с этим планирование исполнительского репертуара – вот те задачи, которые обязан ставить перед собой каждый вдумчивый педагог.

Роль детской музыки в эстетическом воспитании ребенка, значение средств музыкальной выразительности в восприятии художественного образа, а также недостаточная научная изученность указанных аспектов музыкального образования и воспитания младших школьников определили актуальность выбора темы нашей выпускной квалификационной работы.

Объектом данного исследования является процесс развития у младших школьников восприятия современной детской музыки.

Предметом исследования определено педагогическое руководство процессом постижения детьми современных средств музыкальной выразительности (на примере произведений композитора Ж. Металлиди).

Цель выпускной квалификационной работы – обоснование педагогических путей, активизирующих развитие у младших школьников восприятия современной музыки.

В основу исследования положена следующая гипотеза: целенаправленный анализ средств художественной выразительности "детской музыки" способствует развитию у младших школьников музыкального восприятия.

Доказательство данной гипотезы и реализация поставленной цели работы осуществлялось в процессе решения следующих задач:

1) изучение научно-методической литературы по теме исследования;

2) изучение музыкального творчества для детей композитора Ж. Металлиди;

3) анализ учебных программ школы дополнительного образования в аспекте наличия в них произведений современных композиторов;

4) теоретическое обоснование метода музыкально-педагогического анализа современных средств музыкальной выразительности в произведениях детской музыки.

В работе использовались такие методы исследования, как:

1) анализ научно-методической литературы и учебной документации;

2) изучение особенностей музыкального стиля композитора Ж. Металлиди;

3) музыкально-педагогический анализ учебного материала (фортепианных пьес Ж. Металлиди для детей);

4) опосредованное наблюдение за учениками в процессе слушания и исполнения ими музыкальных произведений;

5) устный опрос педагогов и учащихся;

6) опытно-экспериментальная работа.

Методологическую основу исследования составили концепции музыкальных способностей (Б. Теплов, В. Медушевский, Е. Назайкинский) и педагогических условий их развития (А. Алексеев, Л. Баренбойм, Г. Коган, Г.Нейгауз, А. Николаев, С. Савшинский, М. Фейгин, А. Щапов), теория психологической "установки", влияющей на активизацию деятельности (Д. Узнадзе), концепции структурной модели музыкального восприятия (Л. Бочкарев, Г. Цыпин) и эмоционального познания музыки (С. Раппопорт, Г. Тарасов), обоснование роли средств выразительности в музыкальном восприятии (Л. Мазель, В.Малышев М. Ройтерштейн).

Базой опытно-практической работы по теме нашего исследования являлась колледж-интернат искусств города Ханты-Мансийска.

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе – "Теоретические основы развития музыкального восприятия" - освещаются психолого-педагогические особенности и проблемы развития у младших школьников способности к музыкальному восприятию. Материал главы опирается на фундаментальные труды исследователей данной проблемы в области психологии и педагогики;

Во второй главе – "Особенности произведений детской музыки" - раскрываются такие понятия как жанр "детской музыки" (история становления), "современный музыкальный язык" (особенности);

В третьей главе – "Экспериментальное исследование восприятия современной "детской" музыки младшими школьниками" - дан подробный анализ учебного материала – цикл "Лесные сцены" Ж.Металлиди. В процессе констатирующего эксперимента, применяя метод опроса и наблюдения, у учащихся младших классов проводится диагностика уровня музыкального восприятия современной детской музыки. В формирующем эксперименте рассматривается эффективность метода музыкально-педагогического анализа средств музыкальной выразительности современного музыкального языка, анализируются результаты диагностики.

В заключении сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность гипотезы, а также предложены некоторые методические рекомендации по развитию восприятия современного музыкального языка школьниками младших классов.

Список литературы, состоящий из 65 источников, включает в себя работы по психологии, педагогике, эстетике и музыкознанию.

Информация о музыке:

"Болеро" как балет
Премьера "Болеро" в качестве балетного спектакля состоялась в Париже 20 ноября 1928 года. Танцевала Ида Рубинштейн, декорации написал Александр Бенуа. Триумф был полный. Вот свидетельство одного из очевидцев: "Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за с ...

АМСТ в «советский» и современный периоды развития
Юлий Ким (известный автор-исполнитель), писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у ...

Helloween
Helloween Сформированный в 1984 году в Гамбурге на пепелище местных групп "Powerfool" и "Ironfist", первоначальный состав банды включал в себя Кая Хансена (гитара, вокал), Майкла Вейката (гитара), Маркуса Гросскопфа (бас) и Инго Швихтенберга (ударные). После издания двух трек ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru