музыкальный восприятие детский фортепианный
Педагогический эксперимент направлен на доказательство выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.
С этой целью был отобран определенный музыкальный материал - фортепианные пьесы цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, что потребовало предварительного изучения творчества этого композитора.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса: на индивидуальных занятиях с 12 учащимися младших классов (2-3 классы) фортепианного отделения колледжа-интерната искусств.
На констатирующем этапе исследования каждому из его участников было предложено для прослушивания и исполнения одно произведение, на формирующем этапе - ученик сначала прослушивал и исполнял одно из произведений цикла, затем для слухового анализа ему предлагалась другая миниатюра. Таким образом, каждый ученик в ходе эксперимента познакомился с тремя пьесами цикла.
В процессе экспериментальной работы применялись методы опроса и наблюдения. Было, в частности, запланировано изучение опыта работы педагогов, класса музыкального инструмента. Его цель - выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия школьников нами были определены три основных параметра:
1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;
2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;
3) эмоциональность исполнения музыки как умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с художественным замыслом композитора и применяемыми им средствами выразительности (мелодия, ритм, гармония).
Показатели качества восприятия ребенком средств выразительности современной музыки разделены в свою очередь на три уровня – высокий, средний и низкий.
Для высокого уровня были приняты следующие показатели:
1) самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности не вызывает затруднения,
2) характеристика средств выразительности соответствует авторскому тексту, предполагающему определенное художественное содержание,
3) исполнение произведения учеником отличается эмоциональностью.
Среднему уровню восприятия соответствуют:
1) верный анализ средств выразительности ребенок дает только под руководством педагога,
2) характеристика средств выразительности не в полной мере соответствует авторскому тексту, речевые ассоциации возникают только при наводящих вопросах педагога;
3) эмоциональное исполнение проявляется через несколько попыток.
Низкий уровень восприятия характеризуется:
1) неверным анализом средств музыкальной выразительности, несмотря на несколько попыток;
2) характеристика средств выразительности неадекватна объективно существующему авторскому тексту, ассоциативность в определении образа отсутствует;
3) исполнение неэмоциональное, без учета выразительных средств музыки.
Оценка качества музыкального восприятия в соответствии с принятыми критериями проводилась по девятибалльной системе. Высокий уровень оценивался в 7-9 баллов, средний – 4-6 баллов, низкий – 1-3 балла.
В качестве эффективного метода развития музыкального восприятия детей для формирующего эксперимента был разработан метод музыкально-педагогического анализа, предполагающий целенаправленное изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка (мелодии, ритма, гармонии) во взаимосвязи с образным содержанием произведения.
Заключение о динамике развития у ученика восприятия средств выразительности проводилось в процессе формирующего эксперимента, который планировался на основе данных констатирующего эксперимента.
Кроме экспериментальной работы с детьми было запланировано изучение (в процессе наблюдения) опыта работы педагогов класса музыкального инструмента. Цель данного исследования – выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.
Информация о музыке:
Густав Малер
Густав Малер (1860-1911)
Австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (современная Йиглава). С 1875 учился в Венской консерватории, в том числе у Ю. Эпштейна (фортепьяно), в 1878-80 посещал философский (я ничего не п ...
Disturbed
Disturbed
Чикагская ню-металлическая банда "Disturbed" своим появлением на свет обязана двум бывшим музыкантам "Vandal", гитаристу Дону Донегану и басисту Фуззу. Компанию этим ребятам составили вокалист Дэвид Драймэн и барабанщик Майк Уэнгрен. Восхождение группы на музыкальный ...
Высота звука
§ 1. Высотой звука называется отражение в нашем сознании частоты колебания упругого тела. Мы воспринимаем как звук одного и того же названия не определенную частоту, а ряд близких частот. Например, как а1 мы воспринимаем колебательные движения не только с частотой 440 к/с, но и с частотами 435, 43 ...