Можно привести множество примеров вариантности какой-либо одной ступени лада в произведениях Прокофьева. Все данные примеры ещё раз подтверждают равноценность двух вариантов каждой ступени, которая даёт новый эффект, отсутствующий в классической музыке.
Особенность лада Прокофьева заключается в свободе выбора того или иного варианта синтетического лада, и совсем не обязательно используются все 12 звуков в каком-либо музыкальном построении. Выразительность тем во многом зависит от того, преимущественно какие ступени лада употребляет композитор и какими фрагментами 12-ступенного диатонического лада он пользуется. Но есть и музыкальные примеры, которые включают все 12 ступеней лада:
пример 13. Вступление к финалу Пятой симфонии.
Такой эффект «ладового насыщения» в полимелодической музыкальной ткани ещё значительнее, чем только в мелодической последовательности и составляет одну из особенностей музыкального языка Прокофьева.
Информация о музыке:
Музыкальное толкование последней строки
Даргомыжский выделяет 8-ю строку стихотворения специфическим способом: он гармонизует мелодию (такт 15) редкоупотребимым аккордом особого строения (альтерированная субдоминанта), семантические возможности которого (применительно к стилю П.И.Чайковского) Н.Туманина определила словами «аккорд смерти ...
Лад Прокофьева в гармоническом преломлении
прокофьев музыка ладовый тональный
Наряду с горизонтальной вариантностью ступеней, можно наблюдать явления вертикальной вариантности:
пример 14. Каданс «Монтекки и Капулетти»:
Из примера мы видим, чтои здесь также проявляется равноправие альтерированных ступеней по отношению к основным. Это о ...
Анализ одного произведения ХТК
Одной из традиций, сложившихся в нашей школе-гимназии пос. Жуковка Московской области, является исполнение на праздничном концерте в марте произведений, посвященных маме, бабушке, учительнице. Эта тема очень близка маленьким ученикам начальной школы, ведь тепло материнства для них заключает в себе ...