Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких фортепианных пьес без октав» Г.Беренса

Информация » Работа над аппликатурой » Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких фортепианных пьес без октав» Г.Беренса

Страница 1

Когда освоена нотная азбука, и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре, прежде, чем исполнять следующие нотные примеры Г.Беренса, ему полезно поупражняться следующим образом. Ученику объясняется, что каждый пальчик правой руки исполняет определенную ноту. Первый будет играть До

, второй Ре

, третий Ми

и т.д., пятый соответственно Соль

. Ученику предлагается закрыть глаза и на ощупь нажимать по команде учителя нужную ноту нужным пальцем. Достаточно называть только ноту, а он должен сообразить каким пальчиком нужно этот звук сыграть. Ведь правило было оговорено в самом начале. Затем исполняется тоже самое, только наоборот. Ученику говорят, каким пальцем играть, а он должен сообразить какую клавишу ему нужно нажать. Например: играем 2-м, это значит ноту Реи т.д. Далее тоже самое, только левой рукой. Здесь уже другая аппликатура: Добудем играть 5-м, Ре

4-м, Ми

3-м пальчиком и т.д. Затем задачу усложняем. Исполняем двумя руками по команде учителя. Он называет только пальчик, а ученик должен сообразить сам, какие это будут звуки в обеих руках. Например: 5-й палец в обеих руках, это звуки До

(левая рука) и Соль

(правая рука)

. После таких упражнений без игры по нотам можно переходить к пьесам №1 и №2:

Как вы заметили, эти пьесы после такой тренировки ученик сыграет легко.

В №4 в шестом такте появляется мелодический ход 4-3-2 п. в обеих руках. Не намного, но усложняет задачу исполнения нужной аппликатурой:

В №5 и №6 появляются интервалы. Причем аппликатура при этом не должна меняться. Каждый пальчик играет свою ноту:

С №7 и №8 легко справиться, если понять строение мелодии в левой руке. Это те же интервалы, только в разложенном виде. Это хороший пример для знакомства с скрытым 2-х голосием:

В №9 сложность заключается в смене размера с четырехдольного на трехдольный, и в добавлении разложенных трезвучий в левой руке:

В №10 партия левой руки требует больше внимания, чем партия правой. Причем с девятого такта в левой руке четверти сменяются на восьмые. Не правда ли, хороший образец для подготовки игры Сонатин:

В №11 ускоряется темп за счет смены крупных длительностей на мелкие, при этом строение мелодической линии во втором предложении остается неизменным. Прекрасный пример для тренировки метроритма:

Обратите внимание, в №12 появляются штрихи и новые ритмические фигурации. Потребуйте от ученика добиться этого:

Когда первые шаги по освоению принципа пятипальцевой аппликатуры освоены, неплохо в качестве добавления ставить перед учеником технические и художественные задачи. Посмотрим следующие примеры.

Вот №13. Достаточно сложный. Здесь новый размер, новые штрихи в левой руке, начиная с 9-го такта, паузы и динамические нюансы. Прежней и неизменной остается только аппликатура:

В №14 появляются в левой руке двойные ноты, и исполнение репризы.

Здесь контрастная динамика, одновременное использование разных штрихов в обеих руках:

Пример №15 сложный не только в ритмическом плане, но и в штриховом. И здесь так же, как и в №13 встречаются разложенные аккорды в левой руке. Натренированные пальцы, уже знающие свое место, помогут справиться с этим этюдом:

№16 – тренировка для овладения навыков игры вертикалей. Здесь явно выражена мелодия и аккомпанемент, что хорошо воспитывает умения играть гомофонно-гармоническую музыку:

Каждый раз, когда мы приступаем к изучению нового этюда, полезно ознакомиться с текстом глазами. Очень облегчает исполнение, когда ученик видит в тексте повторяющиеся элементы мелодической фактуры. Пример №17:

№18 – пример для работы над длинными фразами. Во второй части видна имитация. В дальнейшем этот навык пригодиться при изучении полифонии:

№19 примеру легко придумать название. Этот этюд написан в жанре вальса. Здесь без сомнений можно и нужно ставить художественные задачи:

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Требование минимизации ошибки в настройке квинты
Абсолютная точность в обеспечении настройки квинты на отношение 3/2 (1,5) невозможна, при сохранении требования равномерной темперации. Поэтому, исходя из данных практики настройки музыкальных инструментов, определим эту ошибку не более 6-8 центов. ...

Украинский парафраз на россиниевский сюжет
Украинский парафраз на россиниевский сюжет Ирина Драч Формирование национальной оперной школы - очень сложная для исследования проблема. Ее разработка ведется, как правило, в двух направлениях. С одной стороны, прослеживается собственно локальная традиция, с другой - анализируется воздействие вн ...

"Пер Гюнт"
Музыка Грига к драме Ибсена “Пер Гюнт” стоит в ряду таких высоких образцов этого жанра, как “Эгмонт” Бетхо­вена, “Сон в летнюю ночь” Мендельсона, “Князь Холмский” Глинки, “Арлезианка” Бизе. Созданная для театральной постановки, музыка к “Перу Гюнту” получила значение само­стоятельного художествен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru