Подбор по слуху и транспонирование

Согласно методическим рекомендациям Т.И. Смирновой, начинать импровизировать на инструменте ученик должен с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху. Импровизация рождается в сознании (слышим мы её внутренним слухом) и следующая задача – исполнить её на инструменте, т.е. подобрать по слуху то, что родилось и звучит внутри. Следовательно, успешно импровизировать может лишь тот ученик, который способен свободно подбирать по слуху. В системе интенсивного обучения навыки подбора по слуху и по импровизации развиваются параллельно, что и способствует их обоюдному ускоренному продвижению

Кроме обычной задачи – подбирать по слуху понравившуюся музыку, ставится перед учениками цель – учить произведения на память не пальцевой памятью, а методом подбора.

По мнению автора методики, работу по развитию звуковысотного ощущения лучше начинать на подготовительном этапе, одновременно развивая гармонический и тембровый слух, способность слышать нижний голос и партии отдельных инструментов во всей фактуре симфонического оркестра. С подготовленными учениками можно сразу приступать к подбору песен двумя руками (мелодия и бас – основные функции лада).

С самого начала обучения учащемуся необходимо давать теоретические знания по гармонии в объёме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, что он играет, из чего складывается музыка. Теоретические знания начнут постепенно расширяться и закрепляться по мере усложнения произведений, которые выстроены в тетрадях таким образом, чтобы в них многократно повторялись определённые гармонические и другие музыкальные закономерности. Особо ценно, что теория теснейшим образом связана с практической деятельностью.

Несомненно, что получение быстрых результатов в работе по подбору по слуху зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Так же несомненно, что и игнорировать работу в этом направлении с медленно продвигающимися учениками категорически нельзя. Чем меньше развит слух ученика, тем больше времени и внимания преподаватель должен уделять его развитию. Именно со слабыми учениками подбор по слуху должен стоять на приоритетном месте.

Т.И. Смирнова считает, что преподавателям нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует музыканта, обязательно должен присутствовать и социально значимый репертуар. Он состоит из произведений, которые востребованы социальным окружением учащегося.

Говоря о развитии навыков подбора по слуху, необходимо остановиться на таком методе, который позволит постоянно совершенствовать музыкальный слух. Это заучивание произведений наизусть.

Нотный репертуар должен в большей степени развивать слуховую память, чем пальцевую и зрительную.

В программе интенсивного курса есть отдельный раздел под номером IV «Подбор по слуху и транспонирование».

Именно транспонирование способствует закреплению навыка чтения с листа методом графического восприятия, развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, пальцевую и др.), совершенствует слух. Особенно ценно, что при этом активизируется гармонический и полифонический слух, осваиваются теоретические знания по гармонии в практической деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без чего невозможно перейти к сочинению и импровизации. В программе из класса в класс подробно расписано по пунктам постепенное освоение навыков подбора по слуху и транспонированию.

Информация о музыке:

Budgie
Budgie Группа была основана в 1967 году, правда, тогда она носила название "Hills contemporary grass". В эту команду, вскоре сменившую вывеску на "Six ton budgie", тогда входили Барк Шелли (бас, вокал), Брайан Годдард (гитара) и некто Кевин, второй гитарист, про которого кроме ...

Батальная музыка в России
Батальная музыка в России Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, В ...

Рождение «Молитвы Русских»
Рождение «Молитвы Русских» Грачев В. Н. В царствие Александра I (1801-1825 гг.) Россия пережила огромные потрясения. Поражение от Наполеона под Аустерлицем и последовавший затем унизительный Тильзитский мир (1807 г.), вторжение Наполеона а Россию в 1812 г., драматическая сдача столицы и пожар в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru