Известно, что собственную судьбу, содержащую резкие и неожиданные повороты, Лист сам делил на пять актов (наподобие классической трагедии): «Детские годы до смерти отца моего (1811-1827); кризис переходного возраста между первым и вторым актом (1827- 1828); учение ощупью и работа в Париже, Женеве и Италии, до моего вторичного выступления в Вене, успех которого определил мою дальнейшую карьеру виртуоза (1830-1837); концертные турне: Париж, Лондон, Берлин, Петербург и т.д.; фантазии, транскрипции, шумная жизнь (1838-1847); напряженные раздумья и работа в Веймаре (1848-1860); последовательное и настойчивое продолжение и завершение моей работы в Риме, Пеште и Веймаре (1861–1886)».
Цикл «Поэтические и религиозные гармонии» создавался первоначально в 1830е годы (первая редакция опубликована в 1834). Но окончательное оформление замысел получил в период «мудрого пианизма» (вторая редакция - 1853
год), когда вновь совершенствовались многие сочиненные ранее произведения: венгерские рапсодии, этюды, годы странствий. Ранняя рукопись цикла, относящаяся к 1847 году, содержит, помимо первоначальных версий некоторых пьес («Призыв», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso»), несколько не вошедших в цикл сочинений: Гимн ночи, Гимн Утра, Litanie de Maria. Важно отметить, что три пьесы: «Призыв», «Благословение Бога в одиночестве» и «Гимн любви» - были созданы Листом с октября 1847 до января 1848, в период пребывания в украинском поместье Каролины Витгенштейн; очевидно, в них нашли отражения настроения композитора - его увлечение экстатической натурой женщины, которой было суждено сыграть важную роль в жизни Листа.
Несмотря на то, что в целом литература, посвященная Листу, достаточно обширна и многогранна, конкретные исследования, в которых был бы представлен анализ цикла «Поэтические и религиозные гармонии» практически отсутствуют. В основном этот цикл рассматривается в рамках различного рода монографических работ и статей (авторы некоторых из них – Я. Мильштейн, Л. Раман, Ю. Капп, Ж. Шантавуана, Г. Пурталес, Б. Яворский, И. Соллертинский, Ю. Кремлев и др.)
Цикл «Поэтические и религиозные гармонии» состоит из 10 пьес:
1. Призыв,
2. Ave Maria,
3. Благословение Бога в одиночестве,
4. Размышление о смерти,
5. Pater Noster,
6. Гимн ребенка при пробуждении,
7. Погребальное шествие,
8. Miserere, по Палестрине,
9. Andante lagrimoso,
10. Гимн любви.
Помимо общего предисловия, заимствованного Листом у Ламартина из одноименного сборника стихов, цикл содержит отдельные эпиграфы к некоторым пьесам («Призыв», «Благословение Бога в одиночестве», «Andante lagrimoso»), также взятые у Ламартина. «Благословение Бога в одиночестве», «Размышление о смерти», «Гимн ребенка при пробуждении», «Andante lagrimoso» (пьесы №№3, 4, 6, 9) имеют в основе программу одноименных стихотворений Ламартина. «Ave Maria», «Pater Noster», «Гимн ребенка при пробуждении» (пьесы №№2, 5, 6) являются авторскими транскрипциями сочинений для хора и органа. «Miserere, по Палестрине» - романтическая фантазия на тему, «Размышление о смерти» - речетативно-хоральное произведение на текст молитвы, «Погребальное шествие» - отклик на трагические события в Венгрии.
Информация о музыке:
Неделя торжества Православия
Первое воскресенье Великого поста называется "неделей торжества Православия", когда вспоминается победа Православия над ересями. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы св.Церкви над иконоборческой ересью и "восставлении святых и честных икон", совершив ...
Каденции пассажные, мотивные, тематические
Каденции пассажные, мотивные, тематические А.М. Меркулов
Каденции солиста в отмеченную эпоху были не просто достаточно распространены, но часто являлись своего рода «гвоздем программы», так сказать «фирменным блюдом» выдающегося артиста и излюбленным лакомством для публики, а также пищей для крити ...
Gathering
Gathering
Все началось в 1989 году, когда братья Ханс (р. 3 июня 1969, ударные) и Рене (р. 2 июля 1972, гитара) Руттены со своим приятелем Бартом Смитом (вокал) решили сколотить команду. Вскоре к ним присоединились Хьюго Принсен Гирлигс (р. 16 декабря 1973, бас), Йелмер Виерсма (гитара), Франк Б ...