"Поэтические и религиозные гармонии" - отражение духовных исканий Ф. Листа

Информация » "Поэтические и религиозные гармонии" - отражение духовных исканий Ф. Листа

Среди музыкантов-романтиков XIX века выделяется исключительная по своему масштабу творческая личность Франца Листа, стремившегося проникнуть в глубинные проблемы мироздания. Не случайно Г.Гейне отмечал: «У Листа большие способности к умозрению, и ещё сильнее, чем интересы избранного им искусства, занимают его исследования различных школ, работающих над разрешением великих вопросов, объемлющих небо и землю» (1). Действительно, Лист - музыкант-мыслитель, призывал к «обновлению музыки путем её внутренней связи с поэзией», тяготел к универсальности, всеобщности языка искусства и осуществлял в своих сочинениях идею синтеза искусств.

При взгляде на облик Листа бросается в глаза многогранность его натуры, охватывающая жизнь во всех сложностях противоречий. Его жизнь, как будто олицетворяющая собой «славу и страсть», расписанная «блестящими красками», была полна внутренних разладов. Двойственность натуры Листа проявляется, прежде всего, в его философском миросозерцании: художник – «проповедник искусства» и сомневающийся скептик, проникнутый духом иронии и отрицания. Эти черты, столь характерные для облика Листа, кладут свой отпечаток на всю его жизнь и деятельность и составляют содержание творчества композитора. Вера и неверие являются основными полюсами в его мировоззрении, Фауст и Мефистофель – «две стороны одной медали» в мировосприятии Листа, определяющие черты его стиля. Двойственность мироощущения находит свое проявление в первую очередь в жизни композитора: с одной стороны он - артист-виртуоз, победитель, с другой - аббат, морализирующий проповедник, «пророк» искусства. В его творчестве претворяются принципы романтической философии и эстетики, что порождает свободу новых форм и средств выражения, синтез рационального и эмоционального, яркость героических образов в соединении с драматизмом их выражения, религиозную восторженность и мефистофельский сарказм.

Главным парадоксом творческой биографии

Франца Листа традиционно считается резкий и внешне немотивированный переход от сугубо светской карьеры концертирующего виртуоза к мистическим настроениям францисканского аббата. То обстоятельство, что Лист с юных лет был склонен к религиозности и в той или иной форме сохранил эту склонность в течение всей жизни, совпало с приливом религиозной волны, охватившей всю Францию в начале 19 века. Важен также факт, что своим именем он был связан с самой светлой и артистичной личностью католического пантеона - св. Франциском Ассизским (1182-1226). Отдельные события творческой биографии Листа имеют столь очевидное сходство с некоторыми моментами жития св. Франциска, что создается впечатление, будто подобные ситуации спровоцированы специально для утверждения репутации «романтического апостола», о которой говорил аббат Фелисите де Ламенне. Речь идет о творческой биографии Листа, имеющей аналогию с житием святого Франциска: «обращение» обоих на путь служения случилось после тяжелой болезни, присутствие эпизода благословения (для Листа это был символический поцелуй Бетховена на его венском концерте 13 апреля 1823 года, для Франциска — благословение епископа Ассизи). Среди подобных аналогий есть и более существенные: для обоих истинное служение богу и людям неотделимо от истинного артистизма, соединившего качества проповедника с качествами актера и поэта, и делающего их выступления доступными и привлекательными для самых разных слоев общества. Наконец, в биографии Франциска Ассизского неожиданно возникает ангел, играющий на скрипке — двойник демонического Паганини, ставшего для Листа идеалом виртуоза-поэта.

Лист, если и был религиозен, то не в ортодоксально-церковном смысле. Он находился под воздействием учения аббата Ламенне

- основателя христианского социализма - направленного против гнета и насилия, главная идея которого - «Бог и свобода». Им были увлечены многие видающиеся умы того времени - помимо Листа, к их числу принадлежали Жорж Санд, Виктор Гюго (следует отметить, что итогом проповедей против католических догм для самого Ламенне стало осуждение папой и разрыв с церковью; свою роль также сыграл французский перевод Евангелия с «авторскими» изменениями). Принимая во внимание столь свободный подход к вере, в течение 30 лет (с 30-х по 60-е годы), по его собственным словам, он «лишал себя таинства исповеди». В течение всей жизни Лист по-мефистофельски зло иронизировал над религиозными запретами: «Католическая церковь, занятая лишь бормотанием своих мертвых догм … знающая лишь отлучение и проклятие в тех случаях, когда она должна утешать и наставлять, лишенная всякого сочувствия…» (2). «…сегодня, когда алтарь шатается и трещит, когда религиозные церемонии стали предметом насмешки и сомнения, необходимо, чтобы искусство вышло из храма, … музыка должна воспевать народ и Бога. Но для достижения этой цели необходима новая музыка … действенная в самой своей сущности… » - так пишет Лист.

Эта мысль является отражением одного из основных эстетических принципов творчества Листа

. Среди узловых проблем его стиля следует отметить:

· проблему Содержания и Формы, которая рассматривается в связи с вопросами о творческой свободе. Лист протестует против догм, традиционности и схематизма в искусстве, отстаивает свободу Мысли и тезис о том, что искусство является «стихийным творчеством гения», оно иррационально и непознаваемо. Из письма Листа Ленцу: «…мы подходим к вечным проблемам авторитета и свободы…в царстве красоты авторитетен один гений, поэтому дуализм исчезает, и понятие авторитета и свободы сводятся к их первобытному торжеству»;

· проблема Прекрасного и Безобразного сводится к миссии поэтического и художественного гения: «…окружить истину сиянием красоты» (Лист «Шопен»), и музыки - пробудить в людях «любовь к прекрасному» (Лист, статьи). Следует отметить, что этой позицией он близок Шиллеру («искусство должно покинуть действительность и с приличной смелостью подняться над потребностями»);

· проблема Синтеза искусств связана с уничтожением формальных граней, отчленяющих друг от друга части внутри целого, слиянием различных жанров в пределах отдельных видов художественного творчества. Это приводит к явлению программности в музыке эпохи романтизма.

· проблема Индивида является основополагающей в мировоззрении Листа: основная образная сфера - Фауст ( как двойственность человеческого сознания), а точнее Мефистофель (как оборотная сторона Фауста).

Лист на протяжении всего творческого пути обращался к образу Мефистофеля, в том числе и после принятия сана. Это вновь поднимает проблему Веры и Скепсиса (вопрос двойственности философского миросозерцания Листа, поставленный нами вначале). Может, в религиозности и вере, в поиске возвышенной сущности бытия он искал убежище от соблазнов и пошлости жизни?

· проблема Назначения Художника и Миссия Искусства вновь отправляет нас к идейным концепциям аббата Ламенне: искусство в непосредственной связи с религией является основным моральным воздействием на общество, материализует «божественное». Как следствие - идея о том, что художественная деятельность сродни проповедничеству. По словам самого Листа, «Художники – жрецы у алтаря искусства, помазанники Божьи»;

· Цитата проблема Монументализма и Массовости искусства рассматривается в аспекте значимости, элитарности, демократичности (доступности), что в совокупности является его социальной функцией. Посредством искусства становится возможным апелляция к массам, цель которой – «служение идеалу» в сфере «прекрасного».

Информация о музыке:

Group 1850
Group 1850 Хотя голландцы из "Group 1850" мало известны современному слушателю, тем не менее они являются практически первой психоделической группой, появившейся в континентальной Европе. Начало этой истории было положено в ноябре 1964 года, когда в Гааге под вывеской "The Klits&q ...

Великий пост (Святая Четыредесятница)
Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост Св.Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Иисуса Христа. Само наименование Св.Четыредесятницы встречается весьма часто в древнейших письменных памятниках с указанием цели ее учреждения. "Че ...

Вспомогательные устройства
A. Omnia Copula B. Включение 1-ой группы педальных регистров (f = 12–14, 24, 25, 105–108, 113, 114, 117–124) C. Включение 2-ой группы педальных регистров (mf = 13, 24, 25, 106–108, 118–122) D. Включение 3-ей группы педальных регистров (mp = 13, 14, 24, 25, 107, 108, 119, 120) E. Включение 4-ой ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru