Общие условия образования и место уроков музыки в нем в XIX веке

Страница 3

Таким образом, нейтральность и незаинтересованность правительства в том или ином решении этого вопроса прикрывала совершенно определенную классовую политику. В статье М.И. Радомской "Императрица Мария Федоровна в ее заботах о Смольном институте" можно найти следующие слова, написанные императрицей: "Развитие светских талантов не только вредно, но и пагубно для мещанок, так как выводит их из условий их сферы".

"Пестрая" на первый взгляд картина состояния музыкального воспитания в русских школах

XIX

века вовсе не была "случайным" сочетанием светлых и темных пятен. Все или почти все зависело от того, к какому социальному "профилю" относилась та или иная школа, каков был классовый состав ее учащихся.

Вот, что говорили об этом выдающиеся люди того времени.

"Пение – это "угловой жилец" нашей школы и нашей педагогики; это сирота, всеми любимая, изредка, по праздникам, ласкаемая, но все еще скитающаяся без своего угла. Старая поговорка – "на задний стол – к певчим" - относится не только к певчим, но и к пению вообще, если говорить о его положении в ряду образовательных предметов школы: пение всегда и во всем окажется позади, и все вокруг него наполнено противоречиями. Только в пении применяются отсталые, допотопные методы преподавания, и это никого не волнует, не возмущает…"

"Преподавание пения в наших светских школах долго еще, по-видимому, не дождется светлых дней… Если бы в списках школьных предметов и занятий совсем не упоминалось о пении, положение было бы лучше теперешнего: по крайней мере дело велось бы начистоту. Теперь же оно сопряжено с каким-то ненужным обманом или самообманом. С одной стороны, пение у нас есть. С другой стороны, мы его не преподаем и не можем преподавать: у нас нет средств, нет учителей для этого".

"Развитие художественного, эстетического вкуса составляет весьма важный элемент как общего умственного, так и нравственного образования… уже и ныне по некоторым, хотя и весьма немногочисленным еще, гимназиям нашим есть весьма отрадные факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры из учеников, сами обучают их церковному и светскому пению (русским и славянским национальным песням) и, развивая в них чувство религиозное, чувство изящного и чувство патриотическое, доставляя им и самую лучшую забаву, всегда благотворно действующую на юношеское сердце, вместе с тем, несомненно, привлекают к себе их сердца и упрочивают на них свое нравственное влияние. В высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не оставался без подражания".

Однако отнюдь не во всех учебных заведениях ситуация была столь плачевна. В привилегированных школах, особенно женских, музыкальное образование было поставлено на поток с большой заботой. Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим систему организации музыкального образования на примере петербургского "Училища ордена святой Екатерины".

За время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное. С первого же года в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен: в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов; в старших классах исполнялись и оперные хоры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Хачатурян. Скрипичный концерт
Главная партия прекраснейшего творения — апофеоз действенности, напора, ритмизованного токкатного движения. В моторной, энергичной музыке человек явно неполон. А соната живет надеждой на расширение души. Не постыдит она и здесь. Откуда прибудет душевная свежесть? Античность установила различия де ...

Развитие чувства ритма
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет коо ...

Flower Kings
Flower Kings Швеция сыграла свою роль в возрождении прог-рока в 90-х годах, породив ряд команд типа "Anekdoten" и "Anglagard". Однако наибольшей популярности добились "Flower kings", корни которых лежат в музыке "Yes". Именно у них образовались наибольшая ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru