Русская музыка

Информация » Русская музыка

Страница 2

Глинка стал знаменит благодаря чудесным романсам на стихи Пушкина и Н. Кукольника, монументальным операм ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила"), мелодичным симфоническим сочинениям ("Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде"), хотя богатство идей композитора раскрыто больше в камерной музыке ("Патетическое трио", секстет). Даргомыжский больше тяготел к бытовым интонациям, народным мелодиям (опера "Русалка"), к выразительному речитативу (опера "Каменный гость") и даже к сатире (песни "Червяк", "Титулярный советник").

В середине 19 в. начался новый подъем музыкальной жизни в России: сложились новые формы концертной деятельности, было образовано Русское музыкальное общество (1859), регулярно проводившее циклы симфонических и камерных концертов. Братья Антон и Николай Рубинштейн на основе музыкальных классов основали Консерватории в Москве и Петербурге. Центром музыкальной жизни стала "могучая кучка" - группа радикальных молодых композиторов, поборников идей народности культуры, художественной правды и общественного служения, - в ее состав входили Милий Балакирев, Цезарь Ким, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Александр Бородин.

Вокруг этого поразительно богатого идеями музыкального очага группировались отнюдь не бездарные современники и последователи. Это высокообразованный Александр Соколов, автор опер "Вражья сила", "Рогнеда", Цезарь Кюи - автор нежных романсов, он же "важный генерал", учивший наследника престола искусству фортификации. Александр Глазунов, автор многих симфоний, прославился романтическим балетом "Рогнеда"; Сергей Танеев, ученик Чайковского и глубокомысленный философ, известен как знаток музыкальной формы; среди русских музыкантов 19 в. можно найти множество имен, достойных упоминания.

Эта высокая культура получила в 20 в. развитие в творчестве двух лидеров, отразивших бурный пафос своей беспокойно эпохи - речь идет о Сергее Рахманинове, великом пианисте, авторе импульсивных и эмоциональных концертов для фортепиано и тонких "этюдов-картин" и об Александре Скрябине - чутком мечтателе, воплотившим в музыке свои яркие, личностные фантазии.

Рядом с ними выступили экспериментаторы - основоположники музыки 20 века, - Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев - не боявшиеся новых, резких, полных дикой энергии созвучий и тембров. Сергей Дягилев привлек их к "русским сезонам" в Париже, и они ошеломили Европу дерзким напором своих сочинений - Стравинский - балетами "Петрушка" и "Весна священная", оперой "Мавра", Прокофьев v операми "Любовь к трем апельсинам", "Огненный ангел", балетом "Сказка про шута", оригинальными пьесами и концертами для фортепиано.

В первые годы советской власти параллельно продолжали развиваться как традиционное, так и новаторское направления. К первому можно отнести Глазунова, Рейнголда Глиэра (автора балетов "Красный мак", "Медный всадник"), Михаила Ипполитова-Иванова. Второе представлено творчеством "авангардистов" - симфонисты Николай Мясковский, молодой Дмитрий Шостакович.

В 30-е годы советская власть ориентируется на "массовую культуру", и на первые места выдвигаются авторы оптимистической хоровой песни - Александр Александров, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой. Шостакович и вернувшийся из эмиграции Прокофьев подверглись опале.

Нормализация музыкальной жизни во второй половине 20 века не только возвратила в концертные залы классическую музыку эмигрантов и "диссидентов", но и обнаружила новые поколения талантливых новаторов, как Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, и даже крайних авангардистов, таких, как Альфред Шнитке, Софья Гайбадуллина, Эдисон Денисов.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

"Весна" (La Primavera)
На редкость естественным получается разговор о "La Primavera" Антонио Вивальди после рассказа о "La Primavera" Сандро Боттичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Вот как он звучит (здесь и далее сонеты приводятся в пе ...

С. И. Танеев. Черты стиля
С. И. Танеев. Черты стиля. (1856-1915) Ученик Чайковского по сочинению и Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского он занял видное положение в московском м ...

Fortunes
Fortunes "Типичные представители периода "британского вторжения Fortunes" как и многие другие коллективы того времени начинали с модного тогда мерси-бита. Предтечью этой группы явилось бирмингемское вокальное трио "The Cliftons", куда вошли Род Аллен (р. 31 марта 1944, Лей ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru