Камерное творчество

Страница 4

Многообразие тематических связей можно наблюдать уже в первом монотематическом камерном цикле, также одном из лучших - квартете ля минор ор.11 (1899). Квартет обладает единством эмоциональной атмосферы и художественной цельностью. Интонационная идея цикла - начало вступления с характерной парой квинт (нотный пример 16). Эта лейттема, как живая клетка, войдет в ткань и станет основой развития многих тем и разделов: второй темы побочной партии первой части (ц. 7), эпизода Дивертисмента (ц. 49), второго элемента главной и заключительной партий Adagio (ц. 67, 73); она же будет многократно звучать в связующей партии финала (ц. 87). Целиком повторенная в начале финала (в темпе Adagio), она наиболее полно и, казалось бы, без изменений звучит в качестве основной темы этой части. Но благодаря метроритмическому переосмыслению (метрический сдвиг, введение паузы и пунктирного ритма), четырехтактовой структуре, темпу, регистру, а также моторности сопровождающих триолей возникает совершенно новый образ, полный энергии, движения, устремленности (нотный пример 17).

Важно также, что из мелодии последних тактов темы вступления возникает тема главной партии первой части, которой в цикле будет отведена столь же существенная роль (нотный пример 18).

Лирическое размышление во вступительном Adagio и смятение, страдание, жалоба в главной партии Allegro - таковы существенные образные различия, делающие вторую из тем глубоко самостоятельной. Велика роль этой темы в финале. Мощно (tutti, Largamente), в увеличении звучит она в кульминации заключительной партии, обозначая наступление разработки (ц. 96), и затем - снова на грани формы - в начале коды (ц. 126). В последнем разделе коды -(Prestissimo) вообще звучит то лейтинтонация (в том виде, как она проходит в главной партии финала), то хроматическая тема первой части - ее вихревым "пробегом" заканчивается квартет. Особенность цикла как раз и состоит в интенсивности развития и лейтте-матической роли обеих этих тем, что особенно заметно в моментах их взаимодействия.

Высшим достижением камерно-инструментальной музыки Танеева стал его последний крупный цикл ^- фортепианный квинтет ор.30 соль минор (1910-1911). После него были написаны небольшое трио ор. 31 для необычного состава - скрипка, альт, теноровая виола (на издание его отозвался в 1912 году Н. Я. Мясковский; 181), а также опубликованные в 1940-50-е годы соната для скрипки и фортепиано и струнное трио си минор.

Квинтет ор.30 значительностью содержания, да и просто масштабами не совпадает с привычными тогда представлениями о жанре. Это настоящая камерная симфония, звучание цикла -50 минут - на 10 - 12 минут превосходит капитальную Четвертую симфонию. Квинтет соль минор - четырехчастный цикл. Ему присуща! глубина контрастов, многообразен в нем показ действительности. Первая часть - очень протяженная, с большой интродукцией и развернутой кодой; каждый раздел представлен несколькими интенсивно взаимодействующими темами. Широк спектр отраженных в этой части состояний - от углубленного скорбного раздумья и смятения до просветленной созерцательности. Несмотря на утвердительный характер коды, эта часть экспонирует и развивает конфликт, но не дает разрешения, - это как бы завязка драмы. На втором месте - скерцо, увлекательное по звучности, стремительное, но не легковесное. Резко контрастируя с первой частью, оно содержит и внутренний контраст: задушевную певучесть среднего раздела. Лирико-философский центр цикла - третья часть, Largo. Свободно, смело, гибко развертывается бесконечная тема первой скрипки, сопровождаемая узором Других мелодических голосов на фоне остинатного баса. По слиянности непосредственного чувства и интеллектуальной сосредоточенности эта часть не уступает Adagio из симфонии до минор, а может быть, и превосходит его по целостности. Финал, начинающийся образами горестного смятения и протеста, неуклонно движется к свету и ликованию. Именно здесь - решающая стадия развития конфликта. В момент наибольшего напряжения наступает перелом и начинается кода - грандиозное Molto maestoso (в этом эпилоге - 118 тактов; в коде симфонии до минор - 79). Идея квинтета, как и симфонии, воплощается через преображение, возвеличение лирической темы первой части. Колокольная пульсация, обозначившаяся еще в коде Allegro, в коде цикла приобретает праздничное, гимническое звучание. Возникшая, возможно, под впечатлением рахманиновской музыки, она ведет к коде "Симфонии псалмов" Стравинского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Hatfield and the North
Hatfield and the North Кентерберийская прог-группа "Hatfield and the north" была образована осенью 1972-го, хотя ее предыстория началась значительно раньше. Гитарист Фил Миллер и барабанщик Пип Пайл играли в ансамбле "Delivery" еще с 1966 года. Позже Фил участвовал вместе с о ...

«Славься» — династический гимн М. Глинки
«Славься» — династический гимн М. Глинки Грачев В. Н. 30-е годы XIX в. оказались благодатными для появления славильных песнопений. Трагические события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., возрождение православной духовности и благотворное воздействие личности императора ...

Опера П. И. Чайковского "Чародейка"
Опера П. И. Чайковского "Чародейка" Опера в 4-х д. Либретто И.В.Шпажинского по его трагедии "Чародейка" (Нижегородское предание). Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях (в последней четверти XV века). Опера создавалась в сент. 1885, Майданово - май 1887, там ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru