Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё значение и в многоголосии (преимущественно полифонического склада). Сложнейшие формы монодических ладов характеризуют и многие произведения современной музыки.
Своеобразие монодических ладов сводится к следующему:
1) носителем ладовой функции является отдельный тон;
2) функция устоя дифференцирована, а также подвижна. Среди устойчивых функций выделяют главный устой и побочную опору.
Главный устой - звук, на котором заканчивается мелодия (правило финального тона). Среди тонов монодического лада особо следует выделить такие, которые будучи направленными к главному устою, в то же время способны концентрировать вокруг себя мелодическое движение и этим как бы противопоставлять себя главному устою. Значение таких тонов - собирание и "местное" (локальное) объединение неустойчивых тонов. Они активны в своём ладовом значении и носят название побочной опоры. Их может быть несколько. Побочные опоры - это звуки: а) ритмически протяжённые, попадающие на сильные и относительно сильные доли такта; б) подчёркнутые мелодически опеванием, повторением, возвратом к ним музыкальной интонации; в) с них начинаются или заканчиваются музыкальные фразы. В процессе развёртывания напева возможно также смещение побочной опоры с одного тона на другой.
Ладовый остов - это интервал между главным устоем и побочной опорой (как правило ч.5, б.3, м.3, ч.4); иногда побочные опоры и главный устой образуют трезвучие. Ладовый остов может быть переменным, а иногда он совсем отсутствует. Интервальное соотношение побочных опор с главным устоем определяет сущность лада не менее весомо, чем ладовое наклонение.
Главный устой может являться как нижним, так и средним тоном звукоряда. При положении главного устоя в середине звукоряда лад приобретает форму гиполада (от греч. hypo - под). Функция главного устоя подвижна и может смещаться на другой звук. В этом случае возникает ладовая переменность.
Функция неустоя не дифференцирована, не разграничена, как в гармонических ладах на S, D, III и т.д. При определённых ритмических, интонационных и структурных условиях неустой может стать устоем.
Количество тонов, составляющих звукоряд лада, может быть различным. Интервальная структура звукорядов монодических ладов также многообразна: в зависимости от местоположения в нём главного устоя один и тот же звукоряд может служить основой разных ладов. Отсюда вытекает нестабильность монодических ладов. Исчерпывающе перечислить все их разновидности невозможно. Они в принципе неповторимы и допускают лишь систематизацию и классификацию, основу которой составляют вид звукоряда и характер функциональных отношений.
В основу классификации монодических ладов по виду звукоряда можно положить следующие признаки: а) интервальную структуру; б) наклонение; в) объём и количество ступеней звукоряда.
По интервальной структуре различаются прежде всего два основных вида: звукоряды, не содержащие полутоновых интервалов, так называемые бесполутоновые или ангемитонные (от греч. an - без, hemi - полу, tonos - тон), и звукоряды, включающие в себя любые, в том числе и полутоновые, интервалы - так называемые гемитонные.
К ангемитонным звукорядам относятся различные виды бесполутоновых трихордов и так называемая полная пентатоника - звукоряд, использующий максимально возможное в условиях темперированного строя количество бесполутоновых сочетания внутри октавы. Для бесполутоновых звукорядов весьма характерно наличие хотя бы одного терцового или квартового интервала между соседними ступенями. Это, однако, не обязательное условие: к ангемитонным относится также звукоряд, каждая ступень которого отстоит от соседней на целый тон - так называемый целотонный звукоряд. Он слагается из тритонов (увеличенных кварт) и вне энгармонических замен не замыкается в октаву.
Информация о музыке:
Творчество
Сочинения
· Оперы
:
o Родриго и Химена (1892, не окончена)
o Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж)
o Падение дома Эшеров (в набросках, 1908—17)
· Балеты
:
o Камма (1912, конц. исп. 1924, там же)
o Игры (1913, Париж)
o Ящик с игрушками (1888)
· Для оркестра:
o дивертисмент Триумф Вакха (1882) ...
Напевы городов и монастырей
С середины XVII века распространяются также песнопения с указанием на их местное происхождение - тихвинское, кирилловское, киево-печерское и др., отражающие традиции отдельных очагов певческой культуры городов и монастырей.
Среди них особый интерес представляют напевы Новгородской местности. Им п ...
Creed
Creed
Будущий вокалист "Creed", Скотт Стапп родился 8 августа 1973 года на американском юге в семье священника. Парнишка воспитывался в строгой атмосфере, а его первое знакомство с музыкой состоялось в церковном хоре, где его заставляли петь. К 15-ти года такая обстановка ему порядком на ...