Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Информация » Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Страница 1

Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Грачев В. Н.

Во времена Петра I (1672-1725 гг.) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества с участием музыки. Как справедливо отмечает Т. Ливанова, «такие торжества следовали одно за другим: в 1702 г. — по случаю взятия Шлиссельбурга, в 1703 г. — снова по случаю побед над шведами, в 1704 г. — взятие Нарвы и Дерпта, в 1709 г. — победа под Полтавой, в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, в 1722 г. — взятие Дербента .»(1)

Русские славильные песнопения в тот период представляли собой довольно пеструю картину. Появившиеся тогда светские и полусветские жанры музыки панегирического содержания: торжественные виваты и канты («виватные канты»), псальмы (псалмы) западного гомофонно-гармонического склада, прославлявшие деяния царя, но не порывавшие с церковной традицией, соседствовали с одноголосными величальными напевами-молитвами в традициях знаменного пения. По аналогии с богослужебными напевами, канты создавались к определенным датам и торжественным событиям. На одно событие, как и для богослужения, слагалось сразу множество (не один десяток) таких песнопений. Вместе с символикой триумфальных врат, с торжественной канонадой, с красочным блеском фейерверков и иллюминаций, трубными фанфарами, риторикой панегирических пьес и вышеупомянутыми более традиционными полуцерковными славильными напевами, они составляли атрибутику прославления, бытовавшую в то время.(2)

В конце XVII-начале XVIII вв. русские славильные напевы стали обогащаться инструментальным сопровождением: сигналами фанфар, музыкой литавр («гласами трубными и мусикийскими» — как написал современник).(3) Иностранный путешественник отметил, что, в связи с торжествами по случаю взятия Нотенбурга, «наверху [триумфальных] ворот была устроена вислая площадка, на которой стояли, по два в ряд, восемь молодых юношей, великолепно разодетых, сливавших свое пение с музыкой»(4) (тогда как ранее встречались только отзывы о негативном отношении русских к инструментальному сопровождению пения). На возможное исполнение хоровой партии в унисон с инструментальным аккомпанементом указывает и фанфарный склад фактуры ряда виватов и кантов той поры. Но дошедшие до нас нотные записи фиксируют только слова и вокальные партии величальных напевов той поры и более позднего периода (гимн в вокально-хоровом изложении со словами писали чуть ли не до начала XIX в.). Почему так? По-видимому, примат слова и пения, идущие от традиции богослужения, оставлял за рамками важнейшего, необходимейшего даже такие важные (с художественной точки зрения) атрибуты, как инструментальное сопровождение. При этом фанфарные сигналы с литаврами в кантах, по-видимому, исполнялись «по правилам», а не по нотам.

Наиболее известные канты гимнического содержания были созданы по случаю победы под Полтавой (свыше 20 наименований) и на заключение Ништадтского мира. Исполнение кантов и виватов тогда заканчивалось пением молитвы «Многие лета».

Поскольку в эпоху Петра Россия много и успешно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, наиболее торжественные из которых создавались по случаю побед и воспринимались как гимны — символы тех событий.

Канты, марши и духовные гимны эпохи Петра I еще не претендовали на роль единого гимна. Исполняемые «от случая к случаю» они не имели универсального значения вне конкретного праздника или сходных событий: годовщин побед, царских именин, триумфальных шествий. Функцию государственного гимна выполняла как бы вся музыка церемоний и празднеств в целом, созданная в тот период. Но некоторые гимны уже выделялись на общем фоне как более часто исполняемые или наиболее популярные.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Визит Рихарда Вагнера к Россини
Эдмонд Мишотт Хроника в свое время по-разному расценивала визит, нанесенный Вагнером Россини в марте 1860 года, в эпоху, когда немецкий мэтр поселился в Париже в надежде на постановку своей оперы “Тангейзер”. Эта встреча и в публике и в прессе описывалась самым фантастическим образом, в зависимос ...

Классическое болеро
Прежде чем рассказать о равелевском "Болеро", необходимо пояснить, что представляет собой классический тип этого испанского танца. По некоторым данным этот танец был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по ...

Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida)
Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida) Г. Маркези Опера в четырёх действиях; либретто А. Гисланцони. Первая постановка: Каир, театр оперы, 24 декабря 1871 года. Действующие лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор), Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец ( ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru