Украинский парафраз на россиниевский сюжет

Информация » Украинский парафраз на россиниевский сюжет

Страница 1

Украинский парафраз на россиниевский сюжет

Ирина Драч

Формирование национальной оперной школы - очень сложная для исследования проблема. Ее разработка ведется, как правило, в двух направлениях. С одной стороны, прослеживается собственно локальная традиция, с другой - анализируется воздействие внешних факторов, которые могли вызвать видовую и жанровую "мутацию" в существующих сценических формах

Историку подчас далеко не просто обнаружить чужеродные "прививки" на дереве этнически самобытной культуры. Однако учитывать их важно, особенно если речь идет о ключевых для национального оперного искусства произведениях, за которыми утвердилась репутация первых. В истории украинского музыкального театра таким сочинением, как известно, является "Запорожец за Дунаем" С.Гулака-Артемовского. Уже современники по достоинству оценили его постановку в 1863 году, в которой солист императорских театров выступил сразу в трех амплуа: как автор либретто, композитор и исполнитель главной роли. Несмотря на "отсутствие всяких претензий, скромность и простоту без вычур" (о чем писали "Санкт-Петербургские ведомости"), в столичной прессе появились утверждения о том, что "это первая украинская опера, новое проявление народного самосознания" ("Современное слово"). "Сын отечества" увидел в ней "начало комической оперы" и доказательство того, "как хорошо она могла бы привиться у нас, в особенности в народном духе".

Дальнейшая сценическая судьба "Запорожца" подтвердила справедливость этих оценок. Но если рассматривать это произведение только как результат развития автором украинских музыкально-театральных традиций, то многое в нем останется без объяснений. Почему, например, "оригинальная малороссийская опера с хорами и танцами" (как назвал свое сочинение Гулак-Артемовский) явно уступает в бытовой достоверности популярным ту пору "украинским водевилям"? Известно, что ко второй половине ХIХ века быт и нравы украинского села, сам тип жителя Южной России был вполне освоен театральной сценой. Давно уже не были новостью для зрителей ни "Наталка Полтавка", ни "Москаль-чарівник". Пронизанные песнями, народными мотивами спектакли довольно точно передавали местный колорит. Нередко в этом репертуаре выступал и Гулак-Артемовский. В 1852 году он даже предпринял попытку его пополнить, написав водевиль "Ночь накануне Иванова дня", действие которого происходит на Украине, в родных композитору местах.

Чем же было вызвано изменение общего направления в воссоздании народной жизни? Может быть, новый аспект прочтения украинской темы был подсказан Гулаку-Артемовскому русским художественным контекстом? Чтобы опровергнуть это предположение, достаточно даже поверхностного взгляда на период 50-60-х гг. позапрошлого столетия. Ведь в это время русское искусство и литература пребывали в поисках реального и достоверного, исповедуя преимущественно ценности "натуральной школы". Автор "Запорожца", напротив, уходит от острохарактерного рисунка и излишней детализации. Образ родного края виделся композитору обобщенно-поэтическим и сочным по колориту, таким же высоким и значительным, как в тех итальянских операх эпохи Рисорджименто, которые составили основу его репертуара в качестве певца.

Идею "итальянской прививки" в отношении "Запорожца " впервые выдвинул Дмитрий Ревуцкий. Он предложил искать аналогию для музыки Гулака-Артемовского "у тех итальянцев, в операх которых пел сам композитор" (это, как известно, были Россини, Беллини, Доницетти, ранний Верди). Подобная гипотеза в свое время была встречена резкой критикой, особенно в тех ее положениях, где намечались параллели между мелодикой Доницетти и "украинскими фразами" Гулака-Артемовского. Сегодня трудно во всем согласиться с Ревуцким и тем более документально подтвердить его предположение. Свидетельства современников не дают для этого серьезных оснований, а личный архив композитора утерян. Тем не менее, известные факты заставляют думать, что именно в итальянской опере Гулак-Артемовский мог отыскать если не те или иные мелодические идеи, то, по крайней мере, принципиально новую для себя модель решения национальной темы.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Формообразующие средства гармонии
Аккорд Слово «аккорд» (итал. accordo, φρ. accord) ведет свое происхождение от позднелатинского (III-VI вв.) accordare — «согласовывать» (состоит из предлога ad — «к» и корня cor, cordis — «сердце»; при ассимиляции «ad» —> «с» получается accordo — «согласовываю»). Таким образом, и сло ...

Принцип минимизации
Принцип минимизации Вернемся к исследованиям Н. А. Гарбузова и рассмотрим заключительную часть выводов из его итоговой работы «Зонная природа звуковысотного слуха». Выдержка из выводов: «1[1]. Зонная природа звуковысотного слуха сделала возможным ансамблевое исполнение, так как она обусловливает ...

Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)
Музыкальные произведения, отображая в своем содержании реальную действительность, открывают человеку возможность познавать окружающий мир и в процессе познания развиваться. О. Шпенглер, подчеркивая данный аспект, называет музыку высшей формой человеческого познания. Музыка является самым эмоционал ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru