Гармонические лады

Страница 2

При прочих равных условиях I, III и V ступени, даже поддержанные тонической гармонией, все же неодинаковы в своей устойчивости. I ступень - начальная ступень звукоряда - наиболее устойчива. Она способна тормозить движение в любом из крайних голосов многоголосия и носит название абсолютного устоя.

III и V ступени менее устойчивы; они способны тормозить движение при определенных метроритмических условиях, находясь только в верхних голосах, и носят название относительных устоев.

Неустойчивые ступени лада (II, IV, VI и VII) также различаются по силе и направленности тяготения. Каждый из неустоев мелодически связан с одним или двумя устоями, Устой и связанные с ним неустои называются сопряженными тонами. Сила тяготения неустоя зависит от трех факторов: от силы устоя, с которым связан данный неустой (тяготение в абсолютный устой сильнее, чем в относительный), от расстояния между неустоем и устоем (неустой, отстоящий от устоя на полтона, тяготеет сильнее, чем отстоящий на тон) и от того, сопряжен ли этот неустой только с одним устоем или имеет две точки притяжения.

Неустойчивые тоны минора, находящиеся в ином по сравнению с мажором интервальном соотношении с тонами тонического трезвучия, в своих свойствах сильно отличаются от аналогичных тонов мажорного лада. В первую очередь это касается неустоев, сопряженных с I ступенью, так как характер их тяготения существенно отражается на общей устойчивости и централизованности лада. Неустои, окружающие I ступень натурального минорного лада, значительно менее активно связаны с ней и менее активно в нее тяготеют, чем соответственные неустои мажора. Прежде всего, это относится к VII ступени, не имеющей полутонового сопряжения с I и потому значительно теряющей в силе тяготения. В известной мере ослаблены и связи II ступени с I, так как вторая точка притяжения верхнего вводного тона - II ступень - находится от II ступени на расстоянии полутона и притягивает ее сильнее. Таким образом, вводные тоны минорного лада оказываются значительно менее активными, чем вводные тоны мажора, а отсюда и сама тоника минора оказывается значительно менее устойчивой и менее способной к централизации, чем тоника мажора. Менее активной оказывается связь IV ступени с III, так как расстояние между ними в миноре - целый тон (вместо полутона в мажоре). Подобно тяготению II ступени в III, в миноре значительно активнее тяготение VI ступени в V; и в этом случае сказывается полутоновое расстояние (исторически это привело к трансформации минорного лада). Отсюда следует вывод, что минор по сравнению с мажором является менее централизованной системой. Окраска лада зависит не только от наклонения, (интервальной структуры звукоряда), но и от того, на какой конкретной высоте располагается его тоника (центральный опорный тон), который концентрирующая вокруг себя остальные тоны. Эта конкретная высота, определяемая абсолютно-высотным положением тона, получила название тональности.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Форма блюза
Квадрат разбивается не на два или четыре, а на три предложения. Поэтическая строка, как правило, короче музыкальной, и потому огромное значение имеют паузы солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта). I7 / IV7 / I7 / I7 / IV7 / IV7 / I7 / I7 / V7 / IV7 / I7 / I7 / Одной из самых ориги ...

Предприимчивый аббат
Вернувшись из Львова с ценной находкой, я решил выяснить, много ли изданий произведений композиторов, представленных в сборнике, имеется в наших музыкальных собраниях и хранилищах. В Центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки оказалось несколько сочинений Йозефа Гелинека (1758-1825). ...

Hanoi Rocks
Hanoi Rocks Первый панковский сингл в Финляндии был записан бандой 14-летних подростков "Briard", основанной в 1976 году Энди Маккоем (Антти Хулкко, гитара) и Пете Малми. В начале 1977-го Энди впервые познакомился с Майклом Монро (Матти Фагерхолм, вокал). Прошло целых три года, когда п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru