Гармонические лады

Страница 1

Развитие многоголосия, потребовавшего координации голосов по вертикали, постепенно привело к формированию особой ладовой системы. Из образующихся по вертикали созвучий в практике отбираются и закрепляются наиболее характерные, чаще других используемые. Эти созвучия постепенно приобретали всё большую самостоятельность в выражении ладовых функций.

В итоге лад стал формироваться как система отношений уже не только тонов, но, прежде всего, как система отношений определённым образом организованных созвучий. Носителем функции в гармонических ладах является не отдельно взятый тон, а целый комплекс тонов, гармоническое единство - аккорд. Отдельные же тоны, сохраняя своё значение в мелодических связях с основным тоном тонического аккорда, в целом подчиняются функции того созвучия, в состав которого они в данный момент входят. Так, например, в основной теме I части "Лунной" сонаты Бетховена (см. Приложение №4) тон соль-диез в мелодии приобретает различную ладовую функцию в зависимости от того, какой гармонией он поддержан. Именно изменение гармонии (то неустойчивой, то устойчивой) заставляет нас воспринять два совершенно одинаковых мелодических мотива не как простой повтор, а как связное вопросно-ответное построение.

Мелодическая устойчивость I, III и V ступеней лада может быть полностью выявлена только в том случае, если они поддержаны устойчивым созвучием - трезвучием I ступени, то есть входят в единый тонический комплекс. При включении их в аккорды других ступеней они теряют свою устойчивую функцию.

Особую, наиболее стабильную форму гармонических ладов представляет собой мажорно-минорная ладогармоническая система. Ладовая функция в этой системе выражается трезвучием, септаккордом или нонаккордом. Многообразие видов звукорядов и функциональных отношений тонов, свойственное монодическим ладам, в гармонических ладах мажоро-минора уступает место строго фиксированным стабильным октавным звукорядам и единообразным функциональным отношениям. Роль устоя (тоники) в таких ладах выполняет консонантное трезвучие (мажорное или минорное), построенное на I ступени звукоряда; тонический септаккорд также относится к функции устоя, в котором неустойчивая VII ступень поглощается функцией тонического трезвучия. В роли неустойчивых функций выступают трезвучия и септаккорды различных структур, образующиеся на других ступенях звукоряда. Функция неустоя в гармонических ладах дифференцирована: S, D, III (верхняя медианта), VI (нижняя медианта), II (нисходящий вводный тон), VII (восходящий вводный тон).

В соответствии с возможными структурами тонических трезвучий выделились и закрепились две наиболее характерные, противоположные друг другу по наклонению системы с четко фиксированной интервальной структурой - мажор (по лат. - dur, что означает твердый) и минор (по лат. - moll, мягкий).

Порожденные многоголосной инструментальной музыкой лады мажорно-минорной системы характеризуются принципом октавности, то есть полной повторяемостью звукорядов и функциональных отношений в любой октаве.

Функциональные отношения в мажорно-минорной системе выражаются отношениями аккордов. В формировании этих аккордов участвует весь звукоряд, и потому для выяснения их функционального значения необходимо уяснить природу отношений составляющих их тонов. В ладах мажорно-минорной системы выявляются два типа связей тонов:

1) секундовые связи рядом расположенных тонов, их называют мелодическими;

2) квартово-квинтовые связи тонов с тоникой. Эти связи основаны на акустическом родстве тонов. Их иногда называют гармоническими, так как они являются важнейшей основой возникающих в гармонических ладах соотношений аккордов.

Для выявления ладовых функций в ладах мажорно-минорной системы наиболее существенными являются квартово-квинтовые связи тонов с главным тоническим звуком. В ладу два таких тона: IV и V ступени.

Верхнеквинтовый тон от тоники (он же нижнеквартовый - V ступень) носит название доминанты (D) и непосредственно тяготеет в тонику (Т). Верхнеквартовый тон (он же нижнеквинтовый - IV ступень) направлен в тонику как непосредственно, так и через доминанту. Он носит название субдоминанты (нижней доминанты - S).

На квартово-квинтовых связях тонов основаны главные ладовые функции гармонического лада. Поэтому и ступени, осуществляющие эти связи, носят название главных ступеней.

Трезвучия, построенные на главных ступенях, вместе взятые включает в себя все мелодические ступени лада. Их последование представляет собой простейшую схему функциональной структуры мажорно-минорной ладогармонической системы.

Мелодические связи мажорно-минорной системы полностью обусловлены гармоническим характером лада, при котором и устой и неустой выражаются комплексами одновременно звучащих тонов. Ступени VII, II, IV, VI мелодически сопряжены соответственно со ступенями I, III иV. Поскольку последние входят в устойчивый комплекс тонического трезвучия, постольку VII, II, IV и VI, прилегая к ним, в них и тяготеют как неустои.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Философия музыки Пифагора
В высшей степени вероятно, что греческие инициированные получили своё знание о философских и терапевтических аспектах музыки от египтян, которые, в свою очередь. Рассматривали Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув страны на панцирь черепахи ...

Историко – стилевой анализ
XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война 1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культ ...

Персонажи песенного театра Шумана и их прототипы
Важнейшая особенность мышления Шумана — склонность к театрализации. И проявлялась она не только в инструментализме, где возник “фортепианный театр” (“Бабочки”, “Карнавал” и др.). В молодые годы Шуман театрализовал даже музыкальную критику, которая без такого приема казалась ему скучной. Д.В.Житоми ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru