(14/27 сентября)
Тропарь, гласъ 1:
Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоянiе Твое, побhды православнымъ христiаномъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство.
Кондак, гласъ 4:
Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христiаны, побhды дая имъ на сопостаты, пособiе имущимъ Твое оружiе мира, непобhдимую побhду.
Праздник, посвященный Кресту Христову, стоит также в начале церковного года. Он возвещает нам об искупительной жертве Христа.
Знак креста с глубокой дохристианской древности был солярным знаком, являясь символом Божественной и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы он стал реальным знамением спасения. Крест в христианском сознании разросся до размеров Вселенной и стал Символом Самого Бога (очень ярко это дает увидеть картина Сальвадора Дали "Христос на кресте").
Песнопения и священные тексты праздника Воздвижения говорят нам, что только Крестом можно спастись - то есть, через страдание прийти к радости, через смерть - к победе, через жертву - к единению с Богом. Таков путь Христа - таков и путь всех, идущих за Ним.
Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.):
Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение - крест с надписью "Hoc vince"("Сим победишь").
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами "Господи, помилуй" благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.
К особенностям богослужения на данный праздник относится вынос Креста и поклонение ему. На Всенощном бдении, совершаемом накануне праздника, в конце "Великого Славословия" поется "Трисвятое на вынос Креста". В это время священник выносит на главе своей увитый цветами Крест, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. Под пение погребального "Святый Боже" священник медленно идет с крестом, затем останавливается перед Царскими Вратами и поднимает Крест вверх над головой, произнося: "Премудрость, прости!" - этим возгласом призывая народ к особому вниманию. Хор трижды поет тропарь Креста. Затем Крест полагается на аналое посреди храма и совершается поклонение Кресту с земными поклонами. В это время поется тропарь: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".
Информация о музыке:
Gong
Gong
Творчество "Gong" оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаза и арт-рока. Группа которую основал композитор, певец и гитарист Дэвид Аллен, всегда отличалась редкой неустойчивостью состава. Австралийский битник, впервые приехавший в Англию в ...
Каденции пассажные, мотивные, тематические
Каденции пассажные, мотивные, тематические А.М. Меркулов
Каденции солиста в отмеченную эпоху были не просто достаточно распространены, но часто являлись своего рода «гвоздем программы», так сказать «фирменным блюдом» выдающегося артиста и излюбленным лакомством для публики, а также пищей для крити ...
Графическое восприятие нотной записи
Если вы проанализируете свое восприятие нотного текста, то поймёте, что воспринимаете нотный текст «графически», то есть вы не высчитываете, на какой линеечке находится нота, не вглядываетесь в каждую ноту, а видите, по какому принципу построено движение: гамма, арпеджио, интервалы, аккорды и т.д. ...