Улыбающийся Бетховен

Информация » Улыбающийся Бетховен

Страница 4

Следующее за полонезом Andante quasi Allegretto представляет собой тему с пятью вариациями и кодой, и интонационно тесно связана с маршем. Есть здесь реминисценции и из других частей Серенады. Намеком на предыдущие «терзания» Adagio является 3-я вариация в d-moll, а воспоминанием о легких, скерцозных образах – 5-я вариация, загадочно меняющая размер с 2/4 на 6/8, темп с Andante на Allegro, плавность и спокойную песенную лирику на игривую танцевальность. У Бетховена она не обозначена отдельным номером и продолжает последовательность вариаций с выписанными повторами. Но при этом заканчивается она на доминанте и непосредственно переходит в тему завершающего весь цикл марша, начало которой – великолепная находка! – звучит как очередная вариация.

Кстати, от Andante quasi Allegretto также тянется своеобразная арка к последующим сочинениям композитора: немало общего, в частности, можно обнаружить между вариациями Серенады ор. 8 и вариациями из пятого квартета ор. 18 (написанными в том же размере и тональности), где не только темы, их элементы, но и целые разделы обнаруживают заметное сходство, вплоть до характерного отклонения в B-dur, более драматично звучащего в 5-й вариации квартета).

«Вероятно, сейчас никто не будет отрицать достоинств ранних творений Бетховена. Но мы оценим их еще выше, если сможем отрешиться от стереотипов восприятия»[16]. Действительно, Серенада ор. 8 по сравнению с монументальными героическими композициями более позднего времени может показаться сочинением не слишком значительным. Однако такой вывод оказался бы исторически некорректным. Ведь сочиняя данное струнное трио, Бетховен ни в коем случае не претендовал на воплощение какой-либо глобальной концепции. Это музыка развлекательная и не предназначена для других целей. Поэтому и композиционно она не слишком сложна, представляя собой ряд несложных в гармоническом, ритмическом, структурном отношении пьес, изложенных универсальным, общедоступным языком. Однако написана Серенада, несомненно, мастерски. Цитируя определение, данное самим Бетховеном, можно сказать, что в этом произведении заключено не только «естественное чувство» (naturliche Empfindung), но и искусная разработка материала (Kunst)[17]. Помимо самоценности, это сочинение демонстрирует мастерство Бетховена в оперировании данным составом инструментов, оригинальную структуру. Музыкальные средства выразительности, тембровые, тематические находки, появившиеся в ходе работы над этим произведением, переработанные и усовершенствованные, вошли в другие сочинения композитора (в первую очередь, в камерные произведения для струнных инструментов), дали импульс для дальнейшего развития его творчества.

Струнная серенада D-dur ор. 8 издавалось множество раз, более чем другие камерные сочинения. Впервые она вышла из печати в 1797 году в Вене у Артариа, далее в 1802 году в Бонне у Зимрока, в 1805, 1806, 1812 – в Лондоне, в Оффенбахе у Андре и в Париже в семи различных издательствах (1828). Через несколько лет после первой публикации Серенады в Лейпциге, Вене и Лондоне появились обработки этого сочинения: для флейты, альта и виолончели; для гитары, скрипки и альта (1807); для фортепиано (1822); для флейты (скрипки) и фортепиано (1826). Отдельно были изданы: полонез и тема с вариациями для фортепиано в четыре руки (1807, 1808); полонез для двух скрипок (1807). В Вене у Хофмейстера и во Франкфурте у Дунста публиковался уже упоминавшийся «Ноктюрн для альта и фортепиано» ор. 42 (1804) и т. д. Далее, после смерти Бетховена, серенада неоднократно выходила как целиком, так и отдельными частями[18], к ней обращались многие известные музыканты. Она вышла в редакции Ф. Давида, новые аранжировки для альта и фортепиано были сделаны альтистами В. Форбсом (1951, Лондон) и У. Примрозом (1952, Лондон) и др. В нашей стране Серенада ор. 8 (в редакции Ф. Давида) была опубликована Музгизом в 1931 году. В 1930-е годы вышло несколько переложений отдельных частей (марш – для фортепиано в 4 руки, полонез – для малого неаполитанского оркестра или секстета, тема с вариациями – для альта и фортепиано (в редакции Х. Риттера), а также для виолончели и фортепиано (в обработке Фогеля и Геру). А в 1971году в Москве был опубликован уже упоминавшийся Ноктюрн ор. 42 ( в редакции М. Рейтиха).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Высота звука
§ 1. Высотой звука называется отражение в нашем сознании частоты колебания упругого тела. Мы воспринимаем как звук одного и того же названия не определенную частоту, а ряд близких частот. Например, как а1 мы воспринимаем колебательные движения не только с частотой 440 к/с, но и с частотами 435, 43 ...

Godflesh
Godflesh Индастриал-дуэт из Бирмингема образовался в 1988 году. Джастин Бродрик начинал свою карьеру еще в "Napalm death" и терзал гитару на их первом диске "Scum". Однако брутальный стиль "Напалма" его мало привлекал, и он отправился пробовать силы в роли ударника ...

Зонный строй
С тех пор, как в музыкальном искусстве появилось понятие строй, этим термином стали называть совокупность частотных отношений звуков в ладу. Наиболее известными являются строй Пифагора (Древняя Греция), чистый строй (Царлино) и 12-звуковой равномерно-темперированный строй (Нейдгардт и Веркмейстер) ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru