Улыбающийся Бетховен

Информация » Улыбающийся Бетховен

Страница 5

Время возникновения серенады – на рубеже XVIII–XIX веков – открывает широкие возможности для различных творческих решений, разнообразия исполнительских трактовок. Серенаду исполняют то сугубо в «венском» плане, то – в романтическом ключе, а подчас и не выходя за рамки барочного стиля. На наш взгляд, эталонным можно считать вариант в исполнении трио Я. Хейфец – У. Примроз – Г. Пятигорский, записанный в 1960-е годы. Помимо яркой индивидуальности каждого из исполнителей, восхищает высочайший уровень ансамблевой игры. Что, в общем-то, не удивительно, учитывая, что это струнное трио существовало с 1929 года и музыканты, как писал Г. Пятигорский в своей биографии, «провели бессчетное количество часов, играя камерную музыку»[19].

В 1968 году серенаду записало трио А. Grumiaux – G. Janzer – E. Czako. «Их исполнение предельно музыкально и удивительно естественно; эти артисты довольствуются тем, что дают музыке говорить самой за себя»[20]. В этом ансамбле скрипка играет ведущую роль. В то же время альт и виолончель не являются просто фоном, составляя со скрипкой единое гармоничное целое. Каждая часть в этом исполнении продолжает, образно развивает предыдущую, и вся серенада представляет как бы лирическую историю из жизни Вены.

В 1989 году серенаду исполнило «звездное» трио в составе: А.-С. Мутер – Б. Джьюранна – М. Ростропович. В этом прочтении каждая часть серенады является отдельной музыкальной картинкой. Мутер не всегда следует бетховенским динамическим указаниям. Ее игра очень индивидуальна, импульсивна и, несомненно, приковывает к себе внимание. Виолончель галантно уступает дорогу скрипке и альту, являясь и чутким партнером, и надежной опорой ансамбля. Все сольные места сыграны очень тонко, глубоко продуманно, с широким спектром эмоциональной подачи, от мягкого рр до бурных залихватских аккордов в народном духе гордой темы из эпизода полонеза. Альтист Б. Джьюранна записал это трио и в составе другого ансамбля – Trio Italiano d’Archi (1970 г.) c замечательным скрипачом, первым солистом камерного ансамбля «Виртуозы Рима», Ф. Гулли и виолончелистом Д. Карамья. В обоих ансамблях альт играет заметную роль, ярко, живо проводя свои темы и эпизоды. Он является тем звеном, которое скрепляет всю музыкальную конструкцию.

Большой интерес представляет запись трио L’Archibudelli (V. Beths – J. Kussmaul – A. Bylsma), в котором скрытым лидером является виолончель. Музыканты исполняют серенаду строго в барочном стиле, в т.н. «аутентичной» манере. Ломаные аккорды, минимум вибрации в медленных частях, «раздувание» и затухание каждой длинной ноты, смягченные акценты, подчеркивание лиг. Все выверено, продуманно, синхронно, но … без эмоций. Есть ощущение общего целого, но нет индивидуальности каждого участника, творческой свободы. Не затерялся ли Бетховен во всех этих угасаниях, затуханиях, вздохах?

Совсем иная трактовка серенады у трио И. Перельман – П. Цукерман – Л. Хартель (1989 г.). Если в интерпретации L’Archibudelli превалировали медленные темпы и несколько архаичное исполнение, то здесь налицо романтический подход. При этом не всегда соблюдаются авторские указания. Более подвижным оказывается темп в Менуэте и Полонезе, сильно изменен темп в минорной вариации (без авторского указания на этот счет). Значительная активность каждого исполнителя в ансамбле приводит к тому, что целое скорее напоминает соревнование в подаче своего материала, чем выверенный ансамбль.

Мы коротко остановились лишь на нескольких исполнениях, хотя записей серенады за рубежом очень много[21]. Секрет ее популярности, видимо, заключается в том, что музыкальный язык этого сочинения, его светлые, порой насмешливые, порой театрально-драматические интонации, находят отклик у современного слушателя, поглощенного не только борьбой за выживание и за место под солнцем, но способного радоваться жизни, любить и восхищаться красотами искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Эстрадное самочувствие
Свой реферат я посвящаю теме, актуальной для всех музыкантов: от начинающих до великих мастеров. Столь же актуальна она и для меня. Эта тема - эстрадное самочувствие исполнителя во время концертного выступления. Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки ...

Судьба песни
План Шуберта, касавшийся публикации этих песен на двух языках - немецком и английском, - встретил полное одобрение у брата композитора Фердинанда, который так высказался на этот счет: "Действовать по-другому при издании твоих песен тебе давно было пора, но особенно мне понравился твой план из ...

Greenslade
Greenslade Дэйв Гринслэйд (р. 18 января 1943) начал играть на фортепиано еще в школе. Через некоторое время с друзьями Джоном Хайземеном и Тони Ривзом он организовал небольшое джазовое трио, игравшее в молодежных клубах. Первую известность он приобрел в "Thunderbirds", а затем прославилс ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru