Двухчастная соната: век восемнадцатый

Информация » Двухчастная соната: век восемнадцатый

Страница 6

Йозеф Гайдн также сочинял двухчастные клавирные сонаты

Что же касается более поздних, созданных уже в начале XIX столетия бетховенских сонат для фортепиано, которые состоят всего лишь из двух частей, то в них, конечно же, можно усмотреть определенную связь со старой традицией, хотя она и не столь заметна. При этом в сонате F-dur op. 54 композитор изменил привычный порядок последования частей: явно жанровая часть (Tempo d’un Minuetto) оказывается не на привычном втором, а на первом месте. В другом случае – в сонате Fis-dur, op. 78 – первая часть оказывается «осложнена» кратким медленным вступлением (Adagio cantabile). Правда и здесь при желании можно найти определенную параллель с сонатами итальянских мастеров предшествующего столетия. Так, к примеру, двухчастные сонаты с медленным вступлением к первой части можно найти в творчестве Фернандо Рутини[11].

Следующая двухчастная соната Бетховена (e-moll, op.90) , была впервые опубликована в 1815 году. По своему стилю она уже далеко отошла от «галантных» двухчастных сонат прошлого. Однако весьма показательно, что в ней Бетховен использует нередко применявшийся в прежнюю эпоху ладо-тональный контраст между частями: e-moll – E-dur[12].

Контраст этот будет присутствовать и в последней по времени создания двухчастной сонате Бетховена (ор. 111). Казалось бы, в этом произведении и вовсе нет ничего общего с музыкой XVIII века. Однако анализ позволяет обнаружить в первой части бетховенской сонаты – в противопоставлении величественного медленного вступления с выразительными пунктированными ритмическими фигурами и последующей быстрой, динамичной главной темы, начинающейся одноголосно, на подобие фуги, – отголоски жанра французской увертюры. А медленная Arietta, завершающая всю сонату, так же, как ни странно, имеет отдаленные прототипы в итальянских клавирных сонатах предшествующего столетия. С одной стороны, можно привести пример двухчастной сонаты, завершающейся арией[13]. А с другой, – упомянуть о финалах двухчастных сонат, написанных в виде менуэта с вариациями[14]. Это представляется немаловажным, учитывая, что форма бетховенской ариетты тоже вариационная, а метро-ритмический облик ее темы обнаруживает характерные черты менуэта.

Но, как бы то ни было, после Бетховена двухчастные сонаты ушли из активной композиторской практики. И, конечно же, не случайно. Ведь наступавшая романтическая эпоха настоятельно требовала от авторов в значительно большей мере проявлять в своем творчестве индивидуальное, субъективное начало. Откровенно «объективный» характер двухчастных сонат XVIII века этому никак не соответствовал. К тому же этим сонатам, преимущественно развлекательным по своему предназначению и никогда не претендовавшим на глубокомысленность, были явно «противопоказаны» медленные части, крайне необходимые в романтических циклах. Новая эстетика порождала новые формы, и сложившаяся еще в эпоху барокко традиция создания двухчастных сонат уже не отвечала этим запросам. И вскоре о ней забыли. Да так прочно, что сегодня фактически приходится открывать ее заново.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Информация о музыке:

Игровое обучение музыке
Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развив ...

Сведения об авторе
Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С.Баха, – непременное условие гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста. Общепризнано, что преподавание Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Действительн ...

Блатная музыка
Блатная музыка М. А. Грачев, кандидат филологических наук Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году (см. название словаря В. Ф. Трахтенберга — «Блатная музыка. Жаргон тю ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru