Французская симфония во второй половине XVIII века

Информация » Французская симфония во второй половине XVIII века

Страница 1

Французская симфония во второй половине XVIII века

Французская симфония эпохи классицизма мало известна в среде российских музыкантов, и даже в кругу профессиональных исследователей музыки того времени эта тема почему-то не слишком разработана. Вряд ли в небольшой статье уместно анализировать причины такой ситуации, однако можно с огорчением констатировать, что французские симфонисты указанного периода практически никак не представлены в реальной концертной практике. Да и записей произведений крупнейших французских авторов 1750–1800 годов наших фонотеках почти нет. В известном труде Т.Н. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года» прямо говорится: «Роль французской творческой школы в истории сонаты-симфонии XVIII века весьма своеобразна и не очень значительна». Принявшие на веру это утверждение отечественные музыканты, вероятно, и не слишком утруждали себя попытками разъяснить ситуацию подробнее. Попытаемся, однако, проследить историю интересующего нас предмета хотя бы в самых общих чертах.

Подобно российской, французская музыкальная культура также испытала значительное влияние итальянцев. И, несмотря на существенно более глубокие корни, жанр симфонии во Франции был связан многими нитями с итальянскими образцами как в силу распространенной моды, так и по причинам реально сложившейся практики, о чем, кстати, написано достаточно много. Однако во Франции эволюция симфонии протекала несколько иначе, чем в других европейских странах. Для более ясного понимания особенностей этого процесса, следует, пожалуй, разделить вторую половину XVIII столетия на пять периодов. Периодизация эта, как всякая классификация живого творческого процесса, достаточно условна, но позволяет все же сделать картину более конкретной.

Итак, первый период, который обычно именуют «предклассическим», займет в нашем описании шесть лет: с 1750 по 1756 год. Это время, когда французская инструментальная музыка постепенно уходит из-под влияния итальянцев, с тем чтобы приблизиться к мангеймским образцам. То, что в тогдашней французской практике называлось «симфонией», может иметь вид сюиты, дивертисмента, кассации, сонатного цикла, а по инструментальному составу – варьировать от струнного трио до духового квартета. И все же появлялись на свет произведения, которые и по нынешним меркам вполне могут именоваться симфониями. Сохранилось их до нынешнего времени 169, причем три четверти из них имеют вид трехчастного цикла (без менуэта) и в основном рассчитаны на четыре партии струнных инструментов. Разумеется, не обходилось без клавесина или его сородичей, поскольку большинство симфоний предполагает наличие цифрованного баса. В жанре симфонии активно работали такие французские композиторы, как Л.-Г. Гиймен, А. Довернь, Д. Обер, Ф. Мартен, Ж.-Б. Мироглио, Папавуан, Ж.-Ж. Мондонвиль, Ш. Бленвиль, Л’Аббе-сын и, конечно, Франсуа Жозеф Госсек (1734–1829), чьи симфонии появляются на свет с 1751 года. Названные композиторы (исключая Бленвиля – известного теоретика) были виртуозами на струнных инструментах, что, однако же, не мешало им сочинять, помимо симфоний, еще и оперы, и клавирные пьесы. Что же касается особого интереса к симфонии, то он во многом стимулировался потребностями тогдашней исполнительской и концертной практики. Можно упомянуть в этой связи о деятельности капеллы Ла Пуплиньера (подробнее о ней – далее) или же о знаменитых «Духовных концертах» (Concerts spirituels), располагавших значительным по составу оркестром. В 1751 году он включал 16 скрипок, 2 альта, 6 виолончелей, 2 контрабаса, 5 флейт и гобоев, 3 фагота, трубу и литавры, а годом позже к постоянному составу добавились 2 валторны. (Несколько позднее, а именно – к 1774 году, штатное расписание этого оркестра стало уже сопоставимым с нынешними коллективами: 12 первых и 12 вторых скрипок, 4 альта, 12 виолончелей, 4 контрабаса, 2 флейты, 3 гобоя, 2 кларнета, 4 фагота, 2 валторны, 2 трубы и литавры.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно стано ...

Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока
Диатонические лады, будучи характерными для народной музыки, в профессиональное искусство проникли в основном через обработки народных песен и танцев или через стилизацию в духе таких обработок, придавая авторским произведениям ярко народный колорит. Научная и творческая деятельность Бартока в об ...

Некоторые проблемы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко
В современной музыкальной культуре из года в год возрастает интерес к музыке эпохи барокко. Концертные программы, составленные из произведений композиторов XVII–XVIII веков, неизменно собирают многочисленную аудиторию. Заметно увеличивается число исполнительских коллективов, ориентированных на ста ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru