Французская симфония во второй половине XVIII века

Информация » Французская симфония во второй половине XVIII века

Страница 3

Четвертый условный отрезок нашей периодизации находится между 1778 и 1789 годами, когда французскими и «офранцузившимися» авторами было написано не менее 100 традиционных и 113 концертных симфоний. Имена авторов, оставивших это обширное наследие, преимущественно те же, что указывались ранее: Госсек, Камбини, Генен, Навуажиль, Ледюк, Сен-Жорж, Бреваль, Даво, Бертон, Ригель. К ним присоединяются Ф. Девьен, Ш. Лошон, Л.-Ш. Раге и замечательно талантливый Игнац Плейель (1757–1831).

Правда, конкуренцию этим симфонистам составила необычайная популярность симфоний Гайдна, распространявшихся повсюду, и все возрастающий успех комической оперы. Однако это не могло остановить потока творческой энергии французских авторов.

Несмотря на то, что в 1781 году распадается созданная еще в 1769 году антреприза Госсека «Концерты любителей» (Concert des Amateurs), «Духовные концерты» продолжают свою деятельность до 1791 года. Множество виртуозов получают в них признание, распространяется мода на инструментальную музыку и при дворах французских аристократов. Концертная симфония распространяется повсеместно. Из 113 упомянутых опусов в этом жанре две трети написаны для двух солистов (скрипка и виолончель, кларнет и фагот, гобой и фагот и т. п.), при этом приблизительно три четверти всех сочинений имеют вид двухчастного цикла.

В последующий, пятый период, с 1790 года и до конца столетия, интерес к симфонии постепенно ослабевает. Революционные события не способствуют утверждению жанра, и даже в числовом выражении ясно виден спад интереса композиторов к симфоническому творчеству. 37 сохранившихся симфоний и 45 концертных симфоний – таков итог десятилетия, когда предпочитали петь революционные песни и гимны на площадях, а самым популярным коллективом оказался оркестр Национальной гвардии. Появляются, правда, интересные симфонии для духового оркестра, но интерпретация жанра здесь была совершенно иной. Композиторы этого периода – Ф. Ж. Госсек, М.-А. Генен, И. Плейель, Дж. Камбини, Ф. Девьен, Ш. Катель, Э. Мегюль, Р. Крейцер, Ж.-Б. Бреваль – отдали дань революционной музыке с разной мерой пылкости и таланта, утверждая, с одной стороны, французскую школу духовых инструментов, а с другой – неся ощутимые потери в симфонических исканиях. Правда, нельзя не отметить, что симфонический оркестр этой поры обретает не ведомую ранее яркость и мощь, тембровое разнообразие и виртуозность. Более половины симфоний являют собою нормативный четырехчастный цикл, прочие написаны в трех частях. Что же касается концертных симфоний, то не менее трети их двухчастны, как, впрочем, и многие камерные сочинения той поры, когда на смену allegro идет presto.

Описывая пути французской симфонии эпохи классицизма, следует подробнее остановиться на капелле Ла Пуплиньера, о котором у нас не слишком много известно, и, конечно, на деятельности Франсуа-Жозефа Госсека, симфониста, несомненно, выдающегося, незаслуженно забытого нашими музыкантами.

Александр Жан Жозеф Ла Пуплиньер (1693–1762) по прозвищу «богач» (Le Riche), сын главного сборщика податей, стал, вероятно, одним из самых успешных финансистов Парижа. В его дворце (напротив нынешней Национальной библиотеки) и поместье в Пасси бывали все сколько-нибудь значимые фигуры того времени: художники Ла Тур и Ван Лоо, либреттисты Удар да ла Мотт и аббат Пелегрен, философы-энциклопедисты и Казанова…

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Хьюстон Уитни (Whitney Houston)
Хьюстон Уитни (Whitney Houston) Место проживания: Нью-Джерси Звукозаписывающая фирма: Arista Впервые Хьюстон начала выступать профессионально в качестве вокалистки второго плана у Чака Хана и Лу Ролз. Одновременно Хьюстон работала моделью в журналах для подростков, красуясь на обложках таких и ...

Проблема внемузыкального и этапность историко-стилевого процесса
В.Дж.Конен в статье «История, освещенная современностью» и в книге «Театр и симфония», рассматривая внемузыкальное в музыке, указала на факт регулярного чередования исторических периодов, когда попеременно превалирует то музыка, связанная с внемузыкальными компонентами (главным образом словесными) ...

Путевой, демественный и большой знаменный распевы
Путевой, демественный и большой знаменный распевы Принципы становления древнерусской певческой системы в корне отличаются не только от принципов становления западноевропейской музыкальной системы, но и от принципов становления русской богослужебной певческой системы XVIII-XX вв. Если западноевропе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru