Карнавал

В 1834 г. вышла “Новая музыкальная газета” под руководством Шумана. Этот “Карнавал” является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана (борьба против филистерства). Жанр связан с очерком Шумана, в котором корреспондент газеты Жанкири приходит на бал к редактору, где показывают музыкальные новинки. На этом балу происходит схватка между давидсбюндлерами и филистерами. Давидсбюндлеры побеждают.

“Карнавал” – это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединённых 4-мя нотами (Шуман назвал это “Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты – Asch (название города) – A, Es, C, H. Sch – это ещё и первые буквы фамилии Шумана. Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему.

В карнавале есть группы масок.

1-я группа: Пьеро, Арлекин, Каламбино, буквы.

2-я группа: давидсбюндлеры (Эвзебий, Флорестан, Паганини, Киарина, Эстрелла, Шопен).

3-я группа: сценки (“Разговор”, “Признательность”, “Признание”).

Все эти пьесы объединены тонально (только бемольные тональности – Des-dur, c-moll, g-moll, Es-dur и т.д.). Кроме того, 1-я пьеса (“Вступление”) и последняя пьеса (“Марш давидсбюндлеров против филистимлян”) в As-dur. Обе пьесы в аккордовом складе имеют во многом общий тематический материал. Обе они в свободной форме (постоянное мелькание различных персонажей), состоят из разных фрагментов.

Другие способы объединения в цикл:

Тематический материал предпоследней пьесы (“Пауза”) связан с последней и первой пьесой.

Объединение в группы внутри цикла - №16 – “Немецкий вальс”, №17 – “Паганини”, потом опять немецкий вальс (не №18). “Паганини” – средняя часть в этих 2-х пьесах. №7 – “Кокетка”, №8 – “Разговор”. В нём есть тема кокетки, это как бы разговор с ней. №6 – “Флорестан”. Он как бы улетает на VII34 (g-moll).

Вальсовость. Она присутствует почти во всех пьесах этого цикла.

№1 – “Вступление”. As-dur. Есть вальсообразный элемент, есть элемент в c-moll (Animato). Форма свободная.

№2 – “Пьеро”. Es-dur. Есть хроматизмы. Она в нижнем регистре. 3-х частная форма (она почти во всех пьесах).

№3 – “Арлекин”. Изображает прыжки при помощи больших скачков (иногда октава и больше).

№4 – “Благородный вальс”. 3-х частная форма. B-dur. Порывистая, взволнованная музыка. Контрастная середина в g-moll.

№5 – “Эвзебий”. Es-dur. Музыка мечтательная.

№6 – “Флорестан”. Порывистая, импульсивная музыка. Темп постоянно меняется. Основная тональность – g-moll. 3-х частная форма с незаконченной репризой. Она внезапно обрывается.

№7 – “Кокетка”. Ритмические и динамические контрасты. B-dur. 3-х частная форма.

№8 – “Разговор”. 1-я тема плавная (юноша). 2-я тема – “Кокетка”. Вся пьеса состоит из 1-го периода (около 2-х строчек).

Перед № 9 – Сфинксы (без номера). Их часто не исполняют. Комбинация из тех самых 4-х нот.

№9 – “Бабочки”. Похоже на шелест крыльев. B-dur. Непрерывное движение шестнадцатыми создаёт скрытое 2-х голосие. 3-х частная форма (с Da capo).

№10 – “Танцующие буквы”. С острыми форшлагами. Es-dur. Вальс. 3-х частная форма.

№11 – “Киарина” (Клара). C-moll. Порывистая, страстная.

№12 – “Шопен”. Это – стилизация музыки Шопена. As-dur. В ней 1 период.

№13 – “Эстрелла”. F-moll. Широкие скачки.

№14 – “Признательность”. Это – сценка. As-dur. Постоянное стаккато. 3-х частная форма.

№15 – “Панталоне и Каламбина”. F-moll. В ней 2 маски. 3-х частная форма. В крайних частях – портрет Каламбино. Она как бы танцует на пуантах. Середина – Панталоне. Легато. Des-dur. Низкий регистр.

№16 – “Немецкий вальс”. As-dur.

№17 – “Паганини”. F-moll. Очень много техники, большие скачки.

№18 – “Признание”. Сценка. F-moll. Мягкая музыка. Миниатюрная 3-х частная форма.

№19 – “Прогулка”. Des-dur.

№20 – “Пауза”. Собираются все давидсбюндлеры. As-dur.

Последняя пьеса – “Марш давидсбюндлеров против филистимлян”. Несмотря но то, что это – марш, он написан в размере 3\4. Группу филистимлян характеризует старинная тема 17 века – Gross Fatter (дедушка). В этом марше есть кружащиеся мотивы из “Прелюдии” (“Вступление”). Заканчивается победой давидсбюндлеров.

Информация о музыке:

Лазарева Суббота
В субботу шестой седмицы Великого поста вспоминается чудо воскрешения Лазаря, описанное с такой поразительной, почти осязаемой достоверностью евангелистом Иоанном (Ин. 11). Это чудо было совершено Спасителем прежде шести дней иудейской Пасхи. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательс ...

Музыкальное толкование последней строки
Даргомыжский выделяет 8-ю строку стихотворения специфическим способом: он гармонизует мелодию (такт 15) редкоупотребимым аккордом особого строения (альтерированная субдоминанта), семантические возможности которого (применительно к стилю П.И.Чайковского) Н.Туманина определила словами «аккорд смерти ...

Всенощное бдение
Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. "благодарение"). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере. Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой - Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru