Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Широкие возможности в формировании и развитии музыкальности ребенка имеет пение.
Роль пения в жизни человека высоко оценивалась и оценивается многими общественными деятелями и педагогами. По мнению основателя и руководителя Московского камерного хора, профессора В.Н. Минина, " . самый первый импульс к пробуждению "художнического" начала - это живое, бурлящее впечатление от каких-то спетых строк, какой-то мелодии" (2, с.4). Поэтому в преподавании музыки он призывает не столько обучать детей слушанию и угадыванию музыкальных произведений, сколько включать детей в активное музицирование. Примером активного приобщения детей к музыкальной культуре, по его утверждению, является дореволюционная Россия, когда " . рождался ребенок и вся его жизнь была пронизана музицированием. Почему? Потому, что в деревне он участвовал в обряде, в городе и деревне пел в церковном хоре, да и в любой ячейке общества был хор, начиная от деревни, фабрики и кончая армией".
Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности как для детей, так и для взрослых людей. Подтверждая эту мысль венгерский композитор и педагог 3. Кодай, называет человеческий голос самым прекрасным и доступным каждому музыкальным инструментом.
Ретроспективный анализ литературы по вокальной педагогике позволяет утверждать, что первоначально на Руси обучение пению не было массовым явлением. В Древней Руси (11-13 в. в) детей обучали пению в монастырских и церковных школах. В летописях упоминается о том, что первые певческие школы на Руси были созданы греческими священнослужителями. Исследователи истории вокальной педагогики указывают на высокий уровень музыкального обучения в этих школах. Однако обучали в этих школах весьма ограниченное число наиболее одаренных детей. В конце 19 в. начинают предприниматься действия по внедрению пения в массовое обучение детей, а в методической литературе появляются высказывания о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Введение пения в школы считается необходимым для всестороннего развития учащихся и принимается за основу формирования у них музыкальной культуры.
Большой вклад в развитие отечественной теории и практики детского пения внесли участники комплексного исследования детского голоса, организованного ИХВ АПН РСФСР, Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова и другие ученые. Результатом многолетней работы сотрудников ИХВ стало создание так называемой "щадящей" методики вокального воспитания детей, в которой раскрыты нормы певческих нагрузок, режим работы голосового аппарата, качественные характеристики звучания голоса ребенка в возрастном аспекте.
Специфика обучения дошкольников пению исследовалась в разных аспектах Н.А. Метловым, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, Т.В. Волчанской, МАМедведевой, Е.В. Харчевниковой, А.И. Ходьковой и другими. Учеными определены вокальные возможности детей дошкольного возраста, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности; рассмотрены вопросы развития чистоты интонации, музыкального слуха и приобщения детей к народной песне и другие.
В соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" одной из задач музыкального воспитания является обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Достичь успеха в этом виде педагогической деятельности можно разными способами и при создании определенных условий.
Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов. Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов дошкольников. По мнению Н.А. Ветлугиной, певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука. В пределах этого интервала голос звучит хорошо.
Информация о музыке:
История оперы в Германии
Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы. В начале своего существования немецкая опера име ...
Dismember
Dismember
Первое воплощение этой шведской дэтовой команды включало в себя всего трех человек – Роберт Сеннебэк (вокал, бас), Дэвид Бломквист (гитара) и Фред Эстби (ударные). Группа была создана в 1988 году в славном городе Стокгольме. В изначальном составе парни успели записать всего пару демок, & ...
Рэп, скрэтч и хип-хоп
В начале 1980-х годов американские клубные ди-джеи на фоне инструментальной музыки с пластинок стали полупеть-полуговорить. Этот стиль назвали рэп. Повторение одной фразы с пластинки вперед и назад получило название скрэтч. А скрэтч в сопровождении только ударной установки стали называть хип-хоп. ...