Музыкальные произведения, отображая в своем содержании реальную действительность, открывают человеку возможность познавать окружающий мир и в процессе познания развиваться. О. Шпенглер, подчеркивая данный аспект, называет музыку высшей формой человеческого познания. Музыка является самым эмоциональным видом искусства и в то же время самым сложным среди всех видов искусств. Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что его идея непосредственно не обозначена, а наоборот, скрыта с тем, чтобы ожить, проявиться в сознании воспринимающего. Чтобы помочь ребенку войти в музыкальный мир, необходимо развить у него музыкальные способности.
Проблема развития музыкальных способностей детей и их целенаправленного формирования стала предметом изучения отечественных и зарубежных ученых Н.А. Ветлугиной, Э. Виллемса, Э.А. Голубевой, О.П. Радыновой, Г. Ревеша, Э. Сеги, К. Сишора, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и других. Анализ их работ показал, что музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие "музыкальность". По мнению большинства исследователей, музыкальность представляет комплекс способностей. Вместе с тем, ученые высказывают разные точки зрения по вопросу состава его структурных компонентов. Немецкий ученый Г. Ревеш вообще отрицает возможность структурирования музыкальности и рассматривает ее как единое, целостное явление. В противовес его точке зрения другими исследователями даны характеристики структуры музыкальности.
Одной из основополагающих в области музыкального развития ребенка стала работа Б.М. Теплова "Психология музыкальных способностей ". В ней ученый обосновывает содержание музыкальности, раскрывает взаимосвязь между музыкой и переживаниями, между музыкальной деятельностью и способностями.
Музыкальность Б.М. Теплов рассматривает как " . компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой и при этом необходимой для любого вида музыкальной деятельности".
Выделяя две функции музыки - изобразительную и выразительную, он в качестве главной рассматривает именно выразительную функцию. Так как музыка всегда выражает определенные чувства, эмоции, настроения, основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки как выражения некоторого содержания. Со способностью эмоционально отзываться на музыку, по его мнению, тесно связаны музыкальный слух, а также чувство ритма. Ученый дает подробную характеристику этих способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства. Но при этом Б.М. Теплов подчеркивает, что структура музыкальности не исчерпывается тремя способностями, они лишь составляют ее основу.
НА. Ветлугина называет две основные музыкальные способности: ладо-высотный слух и чувство ритма. В своем подходе она исходит из связи эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) обусловлено, по мнению ученого, необходимостью развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
КБ. Тарасова предлагает свою структуру музыкальности, отличную от выше рассмотренных большим числом компонентов и включающую две подструктуры: 1 - эмоциональную отзывчивость на музыку; 2 - познавательные музыкальные способности: а) сенсорные: - мелодический слух; - тембровый слух; - динамический слух; - чувство ритма; б) общие интеллектуальные музыкальные способности: - музыкальное мышление и воображение; музыкальная память.
Согласно данному подходу, музыкальность представляет многоуровневую систему музыкальных общих и частных способностей. К общим способностям ученый относит те способности, которые необходимы для формирования художественного образа в любом виде музыкальной деятельности, к частным - помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах. Данная структура музыкальности взята за основу методики диагностики музыкальных способностей детей, которая представлена в книге "Экспресс-анализ и оценка детской деятельности" под редакцией О.А. Сафоновой. Эта методика используется в дошкольных учреждениях и позволяет отслеживать развитие музыкальных способностей детей.
Информация о музыке:
Четвертая соната, op. 11, 1925, c-fis
Также одночастное произведение. И так же богатое пестрыми красками различных музыкальных характеров. Основной тип экспрессии сонаты - мрачно-взволнованный, с частыми быстрыми переходами от бушующей стихийной безудержности (когда звуковой поток, как кажется, может выплеснуться за пределы клавиатуры ...
Основы методики интенсивного обучения
Предлагаемая методика позволяет заниматься музыкой широкому кругу людей, главное – желание научиться играть. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся (96%) посещают музыкальные школы и школы искусств с целью стать музыкантами любителями, то и акцент в методике интенсивного обучения сделан на ...
К
проблеме философии музыки
"Не от мира сего!" - так когда-то сказал о музыке Эдуард Ганслик, убежденно противопоставляя ее другим искусствам, и, прежде всего - живописи и поэзии. Принципиальное разделение он делал по линии основного вопроса философии: живопись и поэзия воспроизводят действительность, имеют жизненн ...