«Гимн любви»

Гимн любви – итоговый вывод, завершение цикла, кульминация, связанная с созревающим стремлением Листа посвятить себя служению Богу, хотя бы на пути обновления религиозной музыки, вложить новое содержание в застывшие канонические церковные формы.

Следует отметить, что первоначально пьеса была написана для арфы (1856 год), о чём свидетельствует авторская ремарка quasi

arpa

,

относящаяся к линии аккомпанемента. Начинается пьеса кратким вступлением, которое с одной стороны являет собой некий вопрос (окончание его на D

гармонии, вопросительной квартовой интонации в мелодии, долгая пауза между последним тактом вступления и началом основной темы), с другой – в нем уже присутствует установка на итоговое разрешение всех конфликтов.

Рис

Основная тема части – спокойная, гимнического склада, первоначально проходит в среднем голосе. Показательна повсеместная восходящая направленность арпеджированных аккордов аккомпанирующего пласта фактуры, особая легкость и невесомость арфообразных фигураций, возносящихся к небесам:

Рис

При повторном проведении тема проходит в октавном удвоении.

Далее ее сменяет неоднократно отмеченная нами в предыдущих частях тема из «Ave Maria»:

Рис

Показательно, что здесь она сохраняет свою первоначальную тональную принадлежность (В

), размер (4/4

) и фактурное решение (хоральность).

Вторая ведущая тема части (средний раздел) интонационно близка первой, однако звучит более оживленно и наполнено. Можно сказать, что в противовес небесной легкости первой темы, она более «земная»:

Рис

Далее следует возвращение основной темы, которая существенно преображается. Невесомые разложенные аккорды аккомпанемента сменяет хоральный склад фактуры. При повторном проведении она становится мощным провозглашением идеи Любви:

Рис

Завершается цикл изложенной четырехзвучными аккордами на ff

величественной второй темой:

Рис

Информация о музыке:

Монодические (мелодические) лады
Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё ...

Enchant
Enchant Хотя эта прогрессивная команда родом из Сан-Франциско, наибольшую популярность она обрела в Европе. Кстати, ярлык "прогрессивной" ей не совсем подходит, поскольку музыканты постоянно старались расширить рамки жанра, привнося в саунд элементы хард-рока, металла, альтернативы и даж ...

Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений
По мнению Б. Бородина, в художественной практике фортепианного искусства сформировались традиционные стабильные области трансцендентного по отношению к фортепиано происхождения, обладающие преемственностью выразительных средств, особой трактовкой инструмента. Наиболее активно фортепиано осваивало ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru